КАПИТУЛЯРИИ - Страница 6

Уникальной особенностью «Питрского капитулярия» исследователи считают активное привлечение материала не только из предшествующих каролингских капитуляриев, но и из римского права (в первую очередь, из «Кодекса» Феодосия, а также «Новелл» императора Валентиниана III). В июне 877 г. в Кьерзи, перед тем как отправиться в поход в Италию, Карл Лысый издал капитулярий, в котором содержалось в качестве временной меры постановление о том, что бенефиции королевских вассалов, погибших на войне, автоматически переходили к их сыновьям. Это решение традиционно рассматривалось исследователями как одно из ключевых в период формирования феодальных отношений во Франции (в последнее время эта точка зрения нередко оспаривается). При наследниках Карла Лысого произошло ослабление королевской власти, новые капитулярии не появлялись, последний известный исследователям документ такого рода издан его внуком Карломаном в 884 г. Концом IX в. датируется и последний известный королевский капитулярий в Италии – «Равеннский капитулярий» императора Ламберта (898 г.). Несмотря на прекращение издания новых капитуляриев, они сохраняли значение одного из источников права в Средние века на территории бывшего Каролингского государства (во Франции, Италии, Германии, Нидерландах). Капитулярии оказали заметное влияние на законодательную деятельность англосаксонских королей (конец IX – первая половина XI вв.). Оригиналов капитуляриев (помимо нескольких не вполне достоверных) практически не сохранилось; в настоящее время они известны исследователям в составе различных сборников, первые из них исследователи датируют уже началом IX в. Первыми стали собирать капитулярии, как полагают исследователи, государственные посланники (или их окружение), среди которых нередко были графы или епископы. Так, около 806 г. Гербольд, епископ Льежский (785 или 787–810 гг.), собрал шесть капитуляриев, изданных Карлом Великим, ряд статей из «Салической правды» и «Рипуарской правды», несколько писем и три собственных епископских капитулярия. Другое раннее собрание капитуляриев (анонимное) было создано в начале IX в. в окружении одного из государевых посланцев в Аквитании. Оно сохранилось в рукописи конца IX в., куда включены также тексты по римскому праву и «варварские правды». Наиболее важное и авторитетное собрание капитуляриев, по мнению исследователей, составил в 827 г. Ансегиз, аббат монастыря Фонтенель (Сен-Вандрий-де-Фонтенель). Его сборник включает 26 капитуляриев, разделённых на четыре книги: «церковные» и «светские» капитулярии, изданные Карлом Великим и Людовиком Благочестивым. Создание этого сборника было, как полагают исследователи, инициативой Ансегиза, которая совпала с попытками Людовика Благочестивого и его окружения упорядочить распространение капитуляриев и создать их архив в придворной канцелярии. Собрание Ансегиза вскоре стало своего рода «официальным» сборником капитуляриев, оно неоднократно копировалось придворными писцами. Тексты из него часто цитировались (с указанием книги и главы) в капитуляриях, изданных Карлом Лысым между 853 и 873 гг. Второе наиболее известное исследователям собрание капитуляриев, дополнявшее сборник Ансегиза, было составлено в 850 гг. автором, который скрылся под псевдонимом Бенедикт Левита (диакон Бенедикт; как полагают исследователи, связанным с Реймсским архиепископством). Оно включает большое число поддельных или переработанных подлинных капитуляриев.

 



 
PR-CY.ru