КАПИТУЛЯРИИ - Страница 7

Сохранились другие сборники капитуляриев (как правило, анонимных) IX–ХI вв., во многих из них присутствуют также римские правовые тексты и «варварские правды», например, «Книга законов» («Liber legum») Лупа Ферьерского, датируемая 830 гг. Отдельные капитулярии, а также сборники Ансегиза и Бенедикта Левиты стали важными источниками католического канонического права. Их использовали составители Лжеисидоровых декреталий, Регинон Прюмский, Вормсский епископ Бурхард, Иво Шартрский, Грациан и другие канонисты. Начиная с VIII в. наряду с королевскими появляются и епископские капитулярии, создание которых часто связано с деятельностью церковных синодов. Так, епископ Остии Георгий, посетивший в 786 г. в качестве папского легата Британию, в отчёте папе Римскому Адриану I называет капитулярием изложение постановлений Собора, созванного им в Нортумбрии с участием местных прелатов и светских магнатов, включая короля Эльфвальда. Епископ Георгий был связан с франкским двором (с 753 г. он одновременно был епископом Амьена) и, как полагают исследователи, представлял в поездке в Британию интересы не только папы Римского, но и Карла Великого, поэтому использованная им терминология могла отражать современную ему франкскую практику, хотя исследователи не исключают также лангобардское влияние. Многие каноны Нортумбрийского собора 786 г. имеют сходство с постановлениями франкских Соборов 740–780 гг. Краткий «Капитулярий епископов» («Capitulare episcoporum»; около 793 г., по другой версии – около 780 г.) был издан «согласием епископов» («episcoporum consensu»). Он предписывал регулярно совершать богослужения за короля и воинство франков, молиться об избавлении от бедствий, соблюдать посты; церковным и светским должностным лицам надлежало раздавать милостыню. С VIII в. капитуляриями называли также особые богослужебные тексты, содержащие перечни перикоп из Евангелия (capitulare evangeliorum) или других библейских книг (capitulare lectionum) на соответствующие дни литургического календаря. Часто они включались в кодексы с книгами Священного Писания. Епископские капитулярии (лат. capitula episcoporum; в источниках исследователи встречают наименования «capitulare», «series capitulorum») – особую разновидность капитуляриев, инструкции духовенству определённого диоцеза или церковной провинции, в которых регламентировались отдельные стороны церковной жизни. Епископские капитулярии издавались франкскими епископами от своего имени, хотя иногда в них излагались решения провинциальных или диоцезальных синодов. В некоторых случаях капитулярий зачитывался перед синодом, участники которого выражали согласие с его предписаниями. Так, капитулярий архиепископа Герарда Турского был зачитан на заседании диоцезального синода 16 мая 868 г. По мнению П. Броммера, епископские капитулярии издавались в соответствии с указанием «Всеобщего увещания» Карла Великого (789 г.), согласно которому епископы должны были осуществлять постоянный контроль над церковной дисциплиной и грамотностью духовенства. Как правило, авторы капитуляриев разъясняли и дополняли нормы церковного права, заимствованные из авторитетных канонических сводов, например, из «Собрания Дионисия-Адриана» («Collectio Dionysio-Hadriana») и «Испанского собрания» («Collectio Hispana»).

 



 
PR-CY.ru