ИКОНОМИЯ - Страница 11

Под акривией в согласии со Священным Писанием (Деян. 22:3; ср. также: 26:5) понималось следование точному смыслу юридической или нравственной нормы, в то время как под икономией подразумевали возможность восполнения позитивного правопорядка в тех обстоятельствах, которые были не предусмотрены законодателем и могли повлечь за собой, без применения икономии, неблагоприятные последствия для отдельных лиц или всей церкви в целом. По этой причине Василий Великий противопоставляет акривию не икономии, а обычаю, т.к. содержание обычая как юридической нормы не может быть столь точным и определённым, как содержание закона. Кроме этого икономия опирается на акривию, подобно тому как вынесение приговора опирается на предварительное всестороннее расследование дела. Григорий Нисский определил: прибегающие за помощью к чародеям «подробно да вопрошаются», и на основании точно проведённого расследования они «должны быть устрояемы». Для Василия Великого, призывавшего следовать «общему устройству» и «покоряться правилам с точностью», икономия не отменяет акривию, а обозначает верный выбор правоприменителем справедливой для данного случая юридической нормы вопреки всякому личному усмотрению и произволу. Отцы Эфесского собора начинают письмо памфилийским епископам, говоря об акривии («Получившим жребий священного служения подобает со всякою точностию творити разсмотрение о всем, что делати должно»), а затем, по справедливому замечанию патриарха Феодора IV Вальсамона, употребляют икономию. Таким образом, икономия становилась возможной на основании того, что акривия означала не объективную строгость нормы, но точное установление смысла относящихся к делу юридических норм и тщательность дознания. По мнению исследователей, правильнее было бы говорить о взаимодополняемости, чем о противопоставлении акривии и икономии. Отсутствие противопоставления акривии и икономии характерно и для более позднего времени. Это позволяло Никите Стифату утверждать, что «мы икономствуем согласно точности канонов». Акривия могла противопоставляться не икономии вообще, а более конкретно «человеколюбию» и «снисхождению», т.е. таким результатам интерпретирования канона, которые вызывают улучшение правового положения лица. Позднее эти два понятия начинают использоваться антитетически и даже антонимически. Их сочетание в церковной практике объяснено в одном из писем Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары: «Церковные дела рассматриваются двумя способами: согласно акривии и согласно икономии; и когда они невозможны по акривии, то они совершаются по икономии».

 



 
PR-CY.ru