ИКОНОМИЯ - Страница 12

В концепции икономии Никодима Святогорца, которую он отождествлял со «снисхождением», икономия со всей определённостью начинает противопоставляться акривии как «строгости». В частности, он замечал: «Два вида управления и устроения сохраняются в Церкви Христовой. Один вид именуется акривией, другой именуется икономией и снисхождением, с помощью которых устраивают спасение душ домостроители Духа, иногда одним образом, иногда – другим». Особую важность и интерес в православном богословии принцип икономии приобрёл в связи с проблемой приёма инославных в лоно православной церкви. Существуют две различные догматико-канонические концепции относительно действительности таинств (прежде всего – крещения и священства) у инославных. В частности, русская каноническая традиция, опирающаяся на правило 95 Трулльского собора, признаёт действительность крещения у ряда инославных христиан: несториан, монофизитов, католиков и «традиционных» протестантов. Однако в истории РПЦ был краткий период, когда «латинское» крещение было признано недействительным, и католики, переходящие в православие, «перекрещивались». Такое постановление было сделано Московским собором 1620 г., но вскоре отменено на архиерейском Соборе в Москве в 1655 г.; итоговое постановление по этому вопросу вынес Большой Московский Собор 1666–1667 гг. Очевидно, это была жёсткая и непродолжительная мера исключительного характера, возникшая лишь вследствие политической и церковной экспансии католической Польши в начале XVII в. Как только исчезла настоятельная необходимость, Русская церковь по инициативе восточных патриархов (Александрийского и Антиохийского, принимавших участие в Соборе 1666–1667 гг.) вернулась к прежней практике приёма католиков – без перекрещивания, в согласии с канонами, т.е. упразднила временную меру икономической строгости: «И согласно судихом вси, яко неподобно Латин перекрещевати, но точию по проклинании своих им ересей и по исповедании согрешений и по даянии рукописания помазовати их святым и великим миром, и сподобляти Святых и Пречистых Таин, и тако приобщати святей соборней и апостольстей Восточней церкве, по священным правилом».

 



 
PR-CY.ru