ИКОНОМИЯ - Страница 15

Протоиерей Г. Флоровский утверждал, что икономия не может быть полезной для решения любых вопросов, стоящих перед церковью: «Если за каноническими границами Церкви сразу же начинается безблагодатная пустота, и схизматики вообще и крещены не были…, тем более необходима в действиях и суждениях Церкви совершенная ясность, строгость, настойчивость. И никакое «снисхождение» здесь неуместно и просто невозможно, и никакие уступки непозволительны…» В первой половине XX в. в связи с попытками англиканского духовенства получить признание Вселенского патриархата появилось несколько важных обстоятельных работ об икономии православных специалистов в области догматики и церковного права, причём изначальный интерес к ней как к основе признания инославных таинств перерос в стремление раскрыть её содержание со всей возможной полнотой иобъективностью  (Гамилькар Спиридон Аливизатос, Иероним Коцонис, С.Н. Троянос). В контексте отношений с православными церквами православный взгляд на икономию пытались выяснить как католические (Т. Шпачил, М. Жюжи), так и англиканские (Дж. Дуглас, Ф. Томсон) богословы. Православная церковь не имеет до настоящего времени официальной доктрины икономии, несмотря на попытки вынести обсуждение этой проблемы на общеправославный уровень. Так, Межправославная комиссия по подготовке Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви (Женева, 15–28 июля 1971 г.) определила в своём докладе икономию как «преисполненное любви отношение Церкви к своим членам, нарушающим Её канонические постановления, а равным образом и к христианам, пребывающим вне Её и желающим вступить в Её лоно», а её соотношение с таинствами – следующим образом: «Икономия как экстренное средство ко спасению превосходит то дело, которое Церковь исполняет по акривии через Святые таинства». Положения этого доклада были подвергнуты резкой критике со стороны профессоров богословского факультета Афинского университета П. Врациотиса, П. Трембеласа, К. Муратидиса, А. Феодору и Н. Врациотиса как страдающие неполнотой и заблуждениями, прежде всего, в связи с тем, что икономия отождествлялась со «снисхождением».



 
PR-CY.ru