ИКОНОМИЯ - Страница 13

Греческая церковь оказалась в схожих обстоятельствах к середине XVIII в., когда иезуиты, пользуясь поддержкой посланников католических держав, проводили всё более активную прозелитическую пропаганду на территории Османской империи. Это вызвало постановление Константинопольского собора 1756 г. о том, что вне пределов Единой Святой и Апостольской Церкви не совершаются таинства, прежде всего, крещение как «изобретение развращённых человеков, как отличное от всего апостольского Предания», и, следовательно, всех присоединяющихся от ересей к церкви нужно принимать как «неосвящённых и некрещёных», т.е. крестить. Эта мера, направленная, прежде всего, против католиков, противоречила многовековой практике Греческой церкви. Она должна была иметь, как в своё время и в Русской церкви, временный характер как мера икономическая, вызвавшая, согласно представлениям о церковной пользе, крайнюю строгость в отношениях с западными христианами. Парадоксальным образом греческие канонисты того времени (прежде всего, авторы «Пидалиона») выдвинули теорию, согласно которой эта мера, напротив, объявлялась возвращением к строгости (акривии) Апостольских правил (46 и 50), слишком расширительно ими истолкованных, а всё церковное законодательство о приёме инославных без повторения крещения признавалось проявлением «снисхождения, или икономии». Таким образом, слишком узкое понимание авторами «Пидалиона» икономии, которая для них обозначала всегда только «снисхождение», т.е. смягчение «строгой» нормы, и никогда – «ужесточение», привело их к признанию положительного многовекового права церкви лишь временной икономической мерой, подлежащей мотивированной отмене со стороны сравнительно скромного по компетенции органа церковной власти (под Определением 1756 г. стоят три подписи – Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского патриархов). По мнению исследователей, если бы ужесточение подхода к католикам со стороны Константинопольского собора было своевременно объяснено икономией, эту меру можно было бы позднее и дезавуировать, а не строить вокруг неё оправдывающие её постоянный характер теории, в целом непродуктивные.

 



 
PR-CY.ru