ИКОНОМИЯ - Страница 14

Так, греческий богослов Константин Икономос в 1852 г. по просьбе Константинопольского патриарха Анфима IV заявил в особом трактате по этому вопросу о способности церкви «по икономии» восполнять недостаток благодати. Таким образом, церковная икономия из формального принципа церковного права едва ли не превращается в альтернативный способ совершения таинств. Эту точку зрения впоследствии развивал Х. Андруцос, согласно которому «указанное понимание икономии… надёжно опирается на церковную практику, в которой одно и то же Таинство, по обстоятельствам, иногда объявляется действительным, а иногда – недействительным». К. Диовуниотис, развивая эту концепцию, утверждал, что «Церковь, как хранительница благодати и распорядительница Таинств, имеет власть изменять действительность Таинств, делая недействительное в них действительным и действительное – недействительным…» Такая существенная разница подходов к действительности инославного крещения привлекла к себе внимание Филарета (Дроздова), который писал по этому поводу Андрею Николаевичу Муравьёву: «Если крещённые обливательно, по Константинопольскому мнению, суть не крещённые: то каким образом «икономия снисхождения» может сделать их крещёнными, не совершая над ними крещения?». Впрочем, в начале XX в. в России высказывались и противоположные мнения. Возможность редукции чина крещения «по икономии» допускали митрополит Антоний (Храповицкий) и архимандрит Иларион (Троицкий; впоследствии архиепископ), утверждавший: «Для практики в отношении латинян должно искать объяснения лишь в соображениях церковной икономии, а не в догматическом понятии о единстве Христовой Церкви». Эта концепция подверглась аргументированной критике со стороны митрополита (впоследствии патриарх) Сергия (Страгородского) и чуть позже – протоиерея Георгия Флоровского; эта критика касалась в том числе и некорректности использования икономии в отношении таинств. Так, митрополит Сергий считал, что икономия может внести изменения в порядок приёма инославных, но с жёстким ограничением: «Инославное общество, по своим объективным признакам принадлежащее к одному из высших разрядов, может быть ввиду особой своей опасности в данное время отнесено к низшему (ариане, несториане, латиняне в греческой практике), а потом возвращено опять к прежнему (те же ариане по местам, несториане), но общество, по своей природе принадлежащее к низшему разряду (например, первому чиноприёму), никогда, ни при каких обстоятельствах не переводится в высший».

 



 
PR-CY.ru