ИКОНОМИЯ

ИКОНОМИЯ (греч. букв. – «домостроительство») – один из важнейших принципов церковного правотворчества, правоприменительной практики и душепопечения. В настоящее время под икономией понимается обычно отступление от безусловного и точного исполнения канонического порядка, осуществляемое по инициативе компетентной церковной власти с целью достижения условий спасения для членов церкви в каждом отдельном случае. В более широком понимании икономия – принцип приведения объективного правопорядка в соответствие с конкретными изменяющимися условиями. Она применима в вопросах, относящихся к церковной дисциплине, а также к церковному управлению и устройству и не затрагивающих при этом догматического учения церкви. В сочинениях языческих древнегреческих авторов термин «икономия» («управлять домом») обозначал «домашние дела, хозяйство» (Платон, Аристотель, Ксенофонт), а также процесс «распределения, устройства» (Плутарх). В Новом Завете это понятие продолжает использоваться в прямом значении «управления домом, ведения хозяйства» (Лк. 12:42; 1 Кор. 4:2; Гал. 4:2) и «управления городом» (Рим. 16:23). Особую важность для позднейшего, более технического употребления термина имеет притча о рассудительном домоправителе, совершавшем своё «управление» в духе снисхождения и мягкости и прощавшем заёмщикам своего хозяина их долги (Лк. 16:1–8). В Новом Завете появляются и метафорические значения: 1) икономия спасения рода человеческого Сыном Божьим (от воплощения до Его крестной Жертвы), совершающаяся в учреждённой Им церкви (Еф. 1610; Ефю 3:2–3; см. ст. Домостроительство); 2) духовное и нравственное управление церковью, благовременное преподание таинств и возвещение слова истины (2 Тим. 2:15; по этой причине апостолы и их преемники епископы именуются домостроителями Слова и Таин Божьих – 1 Кор. 4:1; Тит. 1:7; 1 Пет. 4:10). В святоотеческой письменности сохраняются использовавшиеся в древнегреческой литературе и в Новом Завете значения слова «икономия» и родственных терминов: домашнее хозяйство, управление городом, Божественное домостроительство спасения и в связи с этим – управление церковью поставленными на это лицами, епископами и зависимым от них клиром. Так, правило 26 четвёртого Вселенского собора называют «экономом» клирика, управляющего имуществом епископии, а правило 8 Гангрского собора говорит об этом должностном лице как «назначенном совершать икономию благодеяний» (ср. статьи Должности церковные, Эконом). Правило 6 второго Вселенского собора применяет оборот «икономствующие церквами» по отношению к епископам, а правило 16 Трулльского собора указывает, что семь диаконов, поставленные апостолами, исполняли «домостроительство для общей потребности». На византийском юридическом и административном языке слова «икономствовать» и «икономия» обозначали чаще всего процесс «владения», «управления», «упорядочивания» и «проявления заботы». Многочисленные подтверждения этому предоставляют императорские новеллы.

 



 
PR-CY.ru