ИОАННИКИЙ, Галятовский - Страница 31

Ещё более значительным сокращениям подверглась книга при втором издании на русском языке, которое вышло в переводе священника И. Ницкевича («Мессия праведный Иисус Христос Сын Божий: Разговор христианина с евреем». Киев, 1887 г.). По мнению исследователей, востребованность данного сочинения Иоанникия была связана с толерантной позицией автора в деле миссионерства. Критика ислама присутствует почти во всех произведениях Иоанникия. Этой теме отдельно посвящён ряд сочинений полемиста, созданных как ответ на опустошительные турецкие и татарские набеги на украинские земли и на захват в 1672 г. Подолья турецко-татарскими войсками, приглашёнными правобережным гетманом Петром Дорошенко, который в 1669 г. перешёл в подданство турецкого султана. В октябре 1672 г. поляки заключили с султаном Мехмедом IV Бучачский договор, по которому они отказались от Правобережной Украины. В 1660–1670 гг. в Польше получили широкое распространение антимусульманские сочинения, написанные католическими авторами Фомой Брюссельским, Т. Руткой, князем Миколаем Кшиштофом Радзивиллом-Сироткой и др. В 1679 г. в Новгороде-Северском был напечатан антиисламский трактат Иоанникия «Лебедь с перьями своими, или Христос с Божьими дарами правоверному христианскому народу лебединым пером Своей мудрости Божьей описывает причины, по которым долго упорствует на свете секта магометанская и по которым многие народы приняли закон Магомета». Трактат написан в форме диалога между Ястребом (аллегория ислама) и Лебедем (аллегория христианства и Иисуса Христа). Задача автора – изложить способы, с помощью которых христиане могут победить мусульман. Предисловие-посвящение адресовано гетману Ивану Самойловичу, который возглавлял казацкие полки во время русско-казацких Чигиринских походов 1677–1678 гг. против турок. Описание Чигиринского похода 1678 г. в сочинении Иоанникия совпадает с рассказом об этой кампании в третьем издании «Синопсиса» Иннокентия (Гизеля; 1680 г.). Иоанникий высказывает идею союза христианских народов (и отдельно союза славянских народов) против турецкой агрессии. Произведение состоит из пяти разделов («перьев Лебедя»). В первом «пере» раскрыты причины длительного существования мусульманства; во втором «пере» рассказывается о причинах принятия ислама многими народами; в третьем «пере» сообщается о причинах побед мусульман над христианами; в четвёртом «пере» Иоанникий приводит те места Корана, с помощью которых мусульмане призывают к борьбе с христианами; пятое «перо» содержит сведения о победах христиан над мусульманами в разное время, достигнутых вследствие военной хитрости. Иоанникий указывает следующие предпосылки длительного существования ислама: Господь долготерпит мусульман, поскольку ещё не исполнилась мера их беззаконий, Бог ждёт их покаяния; держа над христианами бич ислама, Бог хочет испытать постоянство христиан в вере (при этом автор отмечает, что христианские правители не только не могут объединиться против врагов Христа, но ещё и сами поддерживают их). Причины широкого распространения ислама Иоанникий видит в том, что насаждение этой религии совершается военными средствами, а «смерть от меча люта, страшна человеком, принуждает их к принятию Алкорана».

 



 
PR-CY.ru