ИОАННИКИЙ, Галятовский - Страница 34

Книга является пособием по христианской демонологии, описывает действие бесов под видами различных сущностей, их лжечудеса, проявлявшиеся в том числе через изображения языческих богов. Одна из целей книги – борьба с языческими суевериями среди православных. Сочинение открывается предисловием «Заслепления и шаленства (безумие) поганов…», за которым следуют предисловие-посвящение «До пресветлой царевны русской Софии Алексеевны», в котором автор уподобляет царевну-регентшу Премудрости Божьей, наставляющей царей Ивана и Петра, и предисловие «Предмова показует розницы межи болваном поганским и образом христианским». Во втором предисловии изложены шесть различий между языческими идолами и христианскими иконами (эта тема важна для опровержения обвинения в идолопоклонстве, которое предъявляли православным протестанты). Основная часть трактата состоит из разделов: «Злости розмаитии богов поганских, духов злых, которыи людем оны за допущением Божиим чинят», «Боги поганскии, духове злыи, показуют початок свой, натуру злую, гордость и заздрость», «Боги поганскии, духове злии, мешкаючии в болванах, примушени страхом Божиим, мовили поганом правду о правдивой вере христианской», «Конец богов поганских, духов злых, показует, чего найбардзей они боятся». В маргиналиях содержатся многочисленные ссылки на источники: на Священное Писание, на творения Климента Александрийского, Симеона Метафраста, Иоанна Мосха, Валерия Максима, на сочинения Овидия, Цицерона, Петрарки, Цезаря Барония, польских писателей XVI–XVII вв. Матея Стрыйковского, Мартина Бельского, Петра Кохановского и др. В книге использован также рассказ из «Великого зерцала». Ф. Шолом и И. Чепига характеризовали это сочинение Иоанникия как попытку систематического описания языческой мифологии. Однако Иоанникий в данном произведении видел свою задачу иначе – в изложении христианского учения о дьяволе и демонах как о «духах идолослужения» («демоны, свергнутые с неба в ад, хотят быть на земле богами, чтобы им поклонялись»). Особое внимание Иоанникий уделил магии и колдовству, значение которых он был склонен преувеличивать. Говоря о снах и чудесных видениях, автор призывает к осторожному подходу к ним и подчёркивает, что злые духи иногда являлись святым в виде ангелов света. В последнем разделе автор показывает, что злые духи боятся того же, что ниспровергают еретики: «Боятся, прежде всего, в Троице единого Бога», боятся Пресвятой Богородицы, молитвы, послушания, исповеди, креста, икон, мощей св. угодников, освящённой воды. Тем самым Иоанникий разоблачает демоническую, антихристианскую сущность ересей, в том числе современных ему учений протестантского толка, отрицавших почитание святых, икон и мощей. В книге осуждаются некоторые наиболее распространённые пережитки язычества в западнорусском православии. Одним из первых в восточнославянской книжности пособий для исповеди стала изданная в феврале 1685 г. в Чернигове книга Иоанникия «Грехи розмаитыи, вократце написанныи, до споведника и до исповедаючагося належат». Книга открывается двумя предисловиями: одно адресовано читателю («Памятай, чителнику правоверный»), второе священнослужителю («Предмова исповеднику о некоторих власностях (предметах), до покути (покаяния) належачих»). Во втором предисловии излагается заимствованное у католических авторов учение о таинстве покаяния. Таинство состоит из материи и формы. Материя делится на три части: «скруху (сокрушение) сердечную, жаль и плач».

 



 
PR-CY.ru