ИОАННИКИЙ, Галятовский - Страница 35

Формой покаяния является «разрешение», изложенное в Требнике. Во вводном разделе («Тут мова о грехах зачинается») автор предлагает определение греха и пишет о двух основных его видах: грехе первородном и грехе «учинковом» (личном). Иоанникий сообщает, что дальнейшее изложение будет посвящено «учинковым» грехам, разделённым на группы. Завершает сочинение раздел «Конец грехов показует припадки (случаи) около споведи, которыи належит споведнику ведати», содержащий рекомендации о совершении таинства в особых случаях («Кто немый ест и глух, если умеет писати, грехи свои написавши, на исповеди священникове принесет; а если писати не умеет, нехай памавчанием, то ест знаками, исповедуется» и т.п.). Иоанникий привёл ряд легендарных сказаний, в частности, повесть из хроники «Rerum hungaricarum» Антония Бонфиния об отрубленной голове, которая продолжала жить, пока не получила возможность исповедаться в грехах, а также сказания из сборника «Wielkie zwierciadło przykładów» (польский вариант «Великого зерцала»). Исследователи отмечали сходство данной книги Иоанникия с сочинением «Мир с Богом человеку...» (Киев, 1669 г.), автором которого, по мнению исследователей, был Иннокентий (Гизель). В книге «Грехи розмаитыи...» перечислены те же группы грехов, что и в книге «Мир с Богом человеку...», конкретные грехи в большинстве случаев указаны одни и те же. Руководство Иоанникия более краткое и простое, он ярче излагает материал, говоря в обличительном тоне о современных ему грехах: о колдунах и гадателях, о пьянстве среди простого народа, о случаях обмана торговцами покупателей и т.д. Последней по времени работой Иоанникия стал трактат «Души людей умерлых, з тела выходячии, отходят на три месця: иншии до неба, иншии до пекла, иншии на мытарства», который в 1687 г. двумя изданиями был отпечатан в черниговской типографии. Издания имеют одинаковые выходные данные, но отличаются по составу: в первом издании есть предисловие «Предмова до христиан правоверных», отсутствующее во втором. Во втором издании помещено сочинение Епифания (Славинецкого) «Сказание от Божественных Писаний, яко о святых, в небе сущих, не достоит молитися нам» на церковнославянском языке без указания имени автора, как полагают исследователи, заимствованное из московского издания Требника (1677 г.) с небольшим изменением (вставлены дополнительные вопрос и ответ на простой мове). Основным содержанием книги «Души людей умерлых...» является учение о трёх местах возможного пребывания души после кончины человека: на «небе», в «пекле» (в аду) и на «мытарствах». Изложение начинается с описания «неба» в духе современных Иоанникию католических представлений о существовании 11 небес, из которых важнейшим является 11-е небо, «емпирейское», поскольку «тое небо ест маестатом Божиим». Правдивость данного положения должны, по мнению Иоанникия, доказать приведённые им 35 «объявлений» (откровений), в частности, рассказы святых, которые побывали в загробном мире и вернулись к жизни (воин Тавиот из Карфагена, св. Феодора). В следующих двух разделах («Научают нас святыи отцы и учители церковныи, же святыи в небе сут», «Доводы з книг церковных научают нас, же святыи в небе ся знайдуют») содержатся доказательства пребывания святых на небе. Материалы Иоанникий заимствовал из творений отцов церкви (святителей Василия Великого, Григория Великого (Двоеслова), Константинопольского патриарха Каллиста, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Афанасия Великого, Августина Блаженного, Феофилакта Болгарского, Феодора Студита и др.), из «Пролога московского…» (1675 г.), Октоиха и других книг.

 



 
PR-CY.ru