«ИАКОВА ПРОТОЕВАНГЕЛИЕ» - Страница 11

В разном объёме сцены детства и юности Девы Марии включены в росписи церкви Богородицы в Градаце (1276 г.; сцены расположены в нартексе, сохранились: «Благовестие праведной Анне», «Встреча Иоакима и Анны», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Ласкание Марии», «Благословение Марии иереями», «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Обручение Марии с Иосифом»); в церкви великомученика Димитрия (Митрополия) в Мистре (1291–1292 гг.; «Отвержение даров Иоакима и Анны», «Благовестие Иоакиму и Анне», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Благословение Марии иереями», «Введение во храм Пресвятой Богородицы»); церкви св. Ахиллия в Арилье (1299 г.; «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы»). Протоевангельские циклы есть в росписях кафоликонов афонских монастырей: в Протате (начало XIV в., мастер Панселин); в Хиландарском (1303 г.); в Ватопедском (1312 г.); на Балканах: в церквах Богородицы в селе Сушица близ Скопье, Македония (XIII в.), Спасителя в монастыре Жича, Сербия (1309–1312 гг.), праведных Иоакима и Анны (Кралева церковь) в монастыре Студеница, Сербия (1314 г., мастера Михаил и Евтихий). Один из наиболее полных протоевангельских циклов палеологовского времени представлен на мозаиках кафоликона монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (около 1316–1321 гг.), украшенного по заказу вельможи Феодора Метохита. Детству и юности Девы Марии посвящены мозаики внутреннего нартекса. Композиции располагаются на сводах, арках, парусах и в люнетах стен. Цикл, состоящий из 18 композиций, начинается в северном люнете (сюжет плохо сохранившейся композиции исследователям неизвестен), переходит на паруса под куполом, в котором изображена Богоматерь Воплощение, окружённая пророками. На северо-западном парусе – сцена «Отвержение даров Иоакима и Анны», на парусах и арках изображены: «Моление Иоакима в пустыне», «Благовестие Анне», «Встреча у Золотых ворот», «Рождество Пресвятой Богородицы» (в восточном люнете), «Первые семь шагов Марии», «Благословение Марии иереями» и «Ласкание Марии» (на северном своде), «Введение во храм Пресвятой Богородицы» со сценой питания Марии ангелом (на южном своде), «Питание Марии ангелом», «Обучение Марии в храме», «Вручение Марии пурпура», «Моление Захарии о жезлах», «Вручение Марии Иосифу» («Обручение»), «Иосиф ведёт Марию в свой дом», «Благовещение у колодца», «Сомнения Иосифа». Следующие сцены, также основанные на «Протоевангелии Иакова», относятся к детству Христа, предваряющему евангельскую историю, и помещены в экзонартексе: «Сон Иосифа», «Путешествие в Вифлеем» и «Перепись в Вифлееме». Протоевангельские циклы в XIV в. становятся устойчивым элементом программы росписи в храмах не только во имя Пресвятой Богородицы, но и иных посвящений. Сцены «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы» в системе храмовой декорации в соответствии с годовым литургическим кругом праздников попадают в один ряд с евангельскими событиями: например, в росписи храмов великомученика Димитрия Солунского в Пече (около 1345 г.); великомученика Димитрия Маркова монастыря близ Скопье, Македония (около 1376 г.); Вознесения в монастыре Раваница, Сербия (около 1387 г.); Святой Софии (середина XIV в.) и св. Феодоров в Мистре (около 1400 г.).

 



 
PR-CY.ru