«ИАКОВА ПРОТОЕВАНГЕЛИЕ» - Страница 12

В поствизантийском монументальном искусстве циклы «Протоевангелия Иакова» встречаются и в росписях храмов (на Афоне: в кафоликоне монастыря преподобного Дионисия (Дионисиат), 1547 г.; в кафоликоне монастыря Дохиар, 1568 г. (реставрация 1855 г.); в трапезной лавры св. Афанасия на Афоне, 1512 г.; на Кипре: в нефах «Енклистры» в монастыре преподобного Неофита в Пафосе (1183 г.), Святого Креста в Пелендри (третья четверть XIV в.), Пресвятой Богородицы «тис Подиту» (1502 г.) и др.). В русских храмах XIV в. литургическое осмысление протоевангельских циклов, как и в XII в., получает яркое воплощение. В росписи собора Рождества Пресвятой Богородицы псковского Снетогорского монастыря (1313 г.) две большие праздничные композиции («Рождество Пресвятой Богородицы» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы») расположены справа от алтарного проёма и занимают весь средний регистр восточной стены южного рукава подкупольного креста. Остальные десять сцен цикла представлены небольшими композициями в трёх ярусах на западной стене северного рукава креста: «Отвержение даров», «Благовестие Иоакиму», «Благовестие праведной Анне», «Встреча Иоакима и Анны», «Первые шаги Марии», «Благословение Марии иереями», «Моление Захарии о жезлах», «Обручение Марии с Иосифом», «Сомнения Иосифа», «Испытание водой обличения». Вслед за иллюстрациями «Протоевангелия Иакова» идёт праздничная композиция «Покров Богоматери». Завершается этот ряд плохо сохранившейся композицией, которую исследователи интерпретируют как иллюстрацию 12-го икоса «Поюще Твоё Рождество» Акафиста Пресвятой Богородице. О том, что все названные сцены имеют литургическое значение, т.е. могут быть прочитаны в богослужебном контексте, свидетельствует изображение праздничных композиций «Преполовение» и «Пятидесятница – Сошествие Святого Духа на апостолов» напротив на восточной стене северного рукава подкупольного креста. В новгородской церкви Успения на Волотовом поле (1360 гг.) сцены протоевангельского цикла расположены на сводах и стенах всех рукавов креста и стенах вимы, как бы опоясывая всё пространство храма. Фигуры творцов канонов, Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского, авторов служб и песнопений в честь Богоматери, на предалтарных столпах подтверждают литургическое значение истории Девы Марии в системе храмовой декорации. В новгородской церкви Феодора Стратилата на Ручью (1380 гг.) протоевангельский цикл украшает западную стену хоров, обрамляя центральную композицию «Покров Богоматери», соответствующую посвящению находившегося на хорах придела. С утратами сохранились композиции: «Благовестие Анне», «Встреча у Золотых ворот», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Ласкание Марии». Выделение композиции «Введение во храм Пресвятой Богородицы», которая расположена не на хорах, а в наосе на восточной стене южного рукава, – особенность программы росписи этого храма. В русских росписях XVI–XVII вв. цикл «Протоевангелия Иакова» получил развитие. Как правило, он занимает один из регистров росписи наоса, часто соседствуя с циклом Акафиста Пресвятой Богородице. Исследователи полагают, что эта традиция берёт начало в росписях собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненных в 1502 г. преподобным Дионисием. Однако в этом храме «Протоевангелие Иакова» представлено только одной композицией – «Рождество Пресвятой Богородицы» с эпизодом «Ласкание Марии», помещёнными на наружной западной стене, в то время как цикл Акафиста Пресвятой Богородице располагается на стенах наоса.

 



 
PR-CY.ru