«ИАКОВА ПРОТОЕВАНГЕЛИЕ» - Страница 13

В Успенском соборе Московского Кремля (фрески, выполненные в 1642–1643 гг., копируют первоначальную роспись 1515 г.) протоевангельский цикл в наосе, по мнению исследователей, впервые сочетается с циклом Акафиста Пресвятой Богородице. Протоевангельский цикл находится в третьем регистре южной и северной стен между евангельским циклом и циклом Акафиста Пресвятой Богородице. Повествование начинается в восточной части южной стены изображениями принесения даров праведными Иоакимом и Анной и отвержения их и завершается на северной стене. В соборе Свияжского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1560 гг.) протоевангельский цикл занимает средний регистр росписи, начинаясь в западной части северной стены сценой «Отвержение даров Иоакима и Анны», затем продолжаясь на южной стене, от востока к западу. Ярусом ниже на южной стене представлено «Успенское деяние». В Троицком (первоначально Покровском) соборе в Александрове также присутствуют циклы «Протоевангелия Иакова» и Акафиста Пресвятой Богородице (1570 гг.). Такие же циклы украшают Смоленский собор московского Новодевичьего в честь Смоленской иконы Божьей Матери монастыря (1589 г.) и Благовещенский собор в Сольвычегодске (1601 г.). Возобновление в XVII в. фресок Успенского собора Московского Кремля оказало большое влияние на последующие росписи: кремлёвской церкви Ризположения (1644 г.), в двух верхних регистрах стен которой – цикл «Протоевангелия Иакова», в двух нижних – цикл Акафиста Пресвятой Богородице; Рождественского собора Саввина Сторожевского монастыря (середина XVII в.), где роспись повторена. Иллюстрации «Протоевангелия Иакова» в книжной миниатюре встречаются с X в. Самым ранним примером являются миниатюры из Минология Василия II (976–1025 гг.), где представлены сцены «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» («Зачатие Пресвятой Богородицы»), «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Такие же сцены украшают Лекционарий XI в. В Минологии 1063 г. (Исторический музей) изображено «Рождество Пресвятой Богородицы»; в так называемой Феодоровской Псалтири 1066 г. и в литургическом свитке XI в. – «Введение во храм Пресвятой Богородицы»; в Евангелиарии XI в. из монастыря великомученика Пантелеимона на Афоне – «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы». В двух рукописях Гомилий Иакова Коккиновафского, выполненных в Константинополе в первой половине XII в. и имеющих сходные текст и миниатюры, проиллюстрировано шесть «Слов о Марии»: на зачатие Пресвятой Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, обручение, Благовещение, встречу Марии и Елисаветы.

 



 
PR-CY.ru