«ИАКОВА ПРОТОЕВАНГЕЛИЕ» - Страница 15

На резной стеатитовой иконе Божьей Матери «Одигитрия» в рост с десятью житийными сценами (XII в., часть диптиха – Государственные музеи Берлина) изображены: «Зачатие Пресвятой Богородицы», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Вручение Марии Иосифу», «Благовещение», «Испытание водой обличения», «Встреча Марии и Елисаветы», «Сретение», «Смертное Благовещение», «Успение Пресвятой Богородицы». Две последние композиции относятся к циклу «Успение Пресвятой Богородицы», который и в монументальных Богородичных циклах часто присоединяется к рассказу «Протоевангелия Иакова» (церковь Богоматери Перивлепты в Охриде, Македония, 1295 г.). Такой состав клейм на иконах, охватывающих всю историю жизни Богородицы, от обстоятельств Её рождения и детства до Успения, становится устойчивой традицией. На иконе «Богоматерь Страстная, с 16 клеймами Жития» (конец XVI – начало XVII вв.) из Византийского музея в Афинах в трёх клеймах нижнего ряда представлены «Моление Богоматери на Елеонской горе», «Успение Пресвятой Богородицы», «Явление Богоматери апостолам по Успении». На русских житийных Богородичных иконах XV–XVI вв. циклы «Протоевангелия Иакова», подобно византийским, продолжены событиями Успенского деяния («Богоматерь Тихвинская, с 20 клеймами Жития», конец XV в., Новгородский музей-заповедник), а также включают дополнительные сюжеты: «Положение ризы Богоматери во Влахернах» («Богоматерь Смоленская, с 18 клеймами», первая треть XVI в., Третьяковская галерея); «Богоматерь Боголюбская, с московскими святыми» («Богоматерь Смоленская, с 18 клеймами», 1570 гг., Третьяковская галерея). По мнению Лилии Михайловны Евсеевой, в основе житийных циклов Богоматери, завершающихся историей Её Успения, лежит текст Жития Богородицы монаха Епифания. На тверской иконе «Рождество Пресвятой Богородицы, с 16 сценами Жития» (третья четверть XVI в., Музей Андрея Рублёва) цикл Жития (как и на иконе из Византийского музея в Афинах) заканчивается сюжетом «Явление Богоматери апостолам по Успении». Особенностью русских икон Рождества Пресвятой Богородицы XVI–XVII вв. является дополнение праздничного сюжета эпизодами «Моление праведных Иоакима и Анны», «Ласкание Марии», «Первые семь шагов Марии» (икона, 1590 гг., Музей Андрея Рублёва). Житийные циклы Богородицы встречаются также в произведениях лицевого шитья, в которых повторяется иконная иконография. Один из ранних примеров – воздух, происходящий из собора Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале. В среднике представлена евхаристия, по кайме вышито 18 сцен «Протоевангелия Иакова», которые начинаются композицией «Отвержение даров» и завершаются сценой «Благовещение Пресвятой Богородицы» (1410–1425 гг., Исторический музей). На подвесной пелене из Воскресенского собора Волоколамска (1510 г., Третьяковская галерея) в среднике находится «Рождество Пресвятой Богородицы», в клеймах – 16 сцен Жития, заканчивающихся тремя эпизодами Успенского деяния. Согласно монастырской описи 1545 г., в Успенском соборе Иосифова Волоколамского монастыря был местный образ Рождества Пресвятой Богородицы, написанный около 1485 г. старцем Паисием, с клеймами Жития, выполненными сыном преподобного Дионисия Феодосием. Исследователи полагают, что композиция пелены повторяет утраченную икону. Зачатие и Рождество Богородицы представлены в числе клейм на пелене с «Явлением Богоматери Сергию Радонежскому» в среднике, вложенной в Троицкий монастырь великим князем Василием III и великой княгиней Соломонией (1525 г., Троице-Сергиева лавра).



 
PR-CY.ru