«ИАКОВА ПРОТОЕВАНГЕЛИЕ» - Страница 10

Цикл «Протоевангелия Иакова» в программе росписи Мирожского монастыря занимает главное место. Наряду с циклами апостольских деяний в юго-западном компартименте, Жития пророка Иоанна Предтечи в жертвеннике и деяний архангела Михаила в диаконнике цикл «Протоевангелия Иакова» дополняет евангельское повествование, представляя в исторической полноте Божественное домостроительство. И там, где преобладает нарративный подход, и в тех памятниках, где акцентирована литургическая символика, цикл «Протоевангелия Иакова» локализуется, как правило, в отдельном компартименте. Число сцен в циклах варьируется: в церкви Благовещения на Мячине находилось около двадцати композиций; в храме на Нередице было, как полагают исследователи, всего пять композиций. При всей краткости нередицкого цикла «Протоевангелия Иакова» внимание его составителей было сосредоточено на теме жертвы. Помимо «Рождества Пресвятой Богородицы» и «Введения во храм Пресвятой Богородицы» изображены: «Отвержение даров Иоакима и Анны», «Возвращение праведных Иоакима и Анны», «Праведный Иоаким у стад своих». В росписи церкви на Мячине особое внимание уделено сценам, где Богоматерь прославляется как одушевлённый храм Бога. Здесь присутствует редкая композиция – «Совет иереев о Деве Марии», а также «Моление Захарии о жезлах», «Обручение Марии с Иосифом», «Иосиф ведёт Марию в свой дом», «Встреча Марии и Елисаветы», «Сомнения Иосифа», «Сон Иосифа». Пространный цикл сюжетов, основанных на «Протоевангелии Иакова», был использован в византийской книжности: одним из самых обширных циклов Жития Богоматери в византийском искусстве считается цикл миниатюр в Гомилиях Иакова Коккиновафского. В поздневизантийском искусстве протоевангельский цикл приобретает выраженный литургический характер, но связано это уже не с евхаристической символикой алтаря, а с Богородичными праздниками, с отражением в росписях особенностей праздничного богослужения и прославления Богоматери в гимнах. Циклы «Протоевангелия Иакова» включаются в программу росписей наосов храмов, посвящённых Пресвятой Богородице, нередко дополняются сценой «Успение Пресвятой Богородицы», а также входят в иконографию «Акафист Пресвятой Богородице». В росписи церкви Богородицы Перивлепты (св. Климента) в Охриде (1295 г.) сцены цикла занимают регистр южной и северной стен наоса ниже композиций евангельского цикла. Сцена «Отвержение даров Иоакима и Анны» начинает цикл, далее идёт без разделения на отдельные композиции сплошным фризом: «Иоаким и Анна покидают храм, Благовестие Иоакиму, Благовестие праведной Анне, Встреча Иоакима и Анны (Зачатие Пресвятой Богородицы), Рождество Пресвятой Богородицы, Ласкание Марии, Благословение Марии иереями, Первые шаги Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы со сценой питания Марии ангелом в Святое Святых, Моление Захарии о жезлах, Обручение Марии с Иосифом, Благовещение у колодца». Роспись церкви Перивлепты, выполненная изографами Михаилом и Евтихием, стала образцом для многих храмов палеологовской эпохи.

 



 
PR-CY.ru