«ИАКОВА ПРОТОЕВАНГЕЛИЕ» - Страница 14

«Слово на зачатие Марии» проиллюстрировано сценами: «Отвержение даров Иоакима и Анны», «Иоаким в пустыне», «Благовестие Иоакиму», «Плач Анны», «Благовестие праведной Анне», «Возвращение Иоакима»; «Слово на Рождество Марии»: «Рождество Богоматери», «Воссоединение властителей Израиля», «Излияние благодати на Царицу» (?), молебная песнь царя Давида к Анне, «Младенца Марию помещают в Её комнату», «Пир в честь Марии и благословение иереями», «Мария возвращается в Свою комнату», «Радостная песнь Анны», «Спор Иоакима и Анны о Марии»; «Слово на Введение во храм»: «Приготовление к Введению во храм Пресвятой Богородицы», «Шествие сопровождающих Марию к храму» (в нескольких эпизодах), «Вопрошание Захарии и ответы Анны», «Захария принимает Богородицу», «Захария возводит Её на третью ступень Святое Святых», «Питание Марии ангелом», «Иоаким и Анна посещают Марию», «Видение Захарии»; «Слово на обручение»: «Размышления Захарии о Марии», «Спор иереев», «Молитва Захарии», «Откровение Захарии», «Собрание вдовцов», «Захария возвращает посохи претендентам», «Захария вручает Марию Иосифу», «Прощание с Марией», «Иосиф ведёт Марию в свой дом», «Водворение Марии у Иосифа», «Отъезд и наставления Иосифа», «Вручение пурпура Марии». Далее следуют многочисленные сцены, посвящённые евангельским событиям Благовещения и встречи Марии и Елисаветы. Детализированные композиции миниатюр иногда буквально воспроизводились на фресках (росписи церкви Богоматери Перивлепты, Мистра; третья четверть XIV в.) с более чем двадцатью композициями. С XI в. цикл «Протоевангелия Иакова» встречается на иконах. Это – либо изображения «Рождества Пресвятой Богородицы» или «Введения во храм Пресвятой Богородицы» на отдельных иконах, диптихах или минейных иконах (монастырь великомученицы Екатерины на Синае: «Зачатие Пресвятой Богородицы», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Введение во храм Пресвятой Богородицы»; конца XI – начала XII вв.); либо повествовательные циклы на иконах-эпистилиях темплонов (монастырь великомученицы Екатерины: «Рождество Пресвятой Богородицы», «Введение во храм Пресвятой Богородицы»; XII в.; Ватопедский монастырь, XII в., включена также сцену «Обручение Марии с Иосифом»); либо изображение протоевангельских событий в качестве житийных клейм, окружающих расположенный в среднике образ Богоматери. На фрагментарно сохранившейся серебряной чеканной грузинской иконе с клеймами (первая четверть XI в., Государственный музей искусств Грузии) из Зарзмы представлены сцены: «Отвержение даров Иоакима и Анны», «Благовестие праведной Анне», «Благовестие Иоакиму», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Обручение Марии с Иосифом»; на чеканной иконе «Богоматерь Умиление» (первая четверть XI в., Государственный музей искусств Грузии) из Шемокмеди с евангельскими сценами и Житием Марии пять протоевангельских сюжетов расположены на нижнем поле под средником: «Отвержение даров», «Благовестие праведной Анне», «Благовестие праведному Иоакиму», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Обручение Марии»; на боковых створках живописного складня из Убиси (XIV в., Государственный музей искусств Грузии) представлены сцены от «Зачатия Пресвятой Богородицы» до «Встречи Марии и Елисаветы».

 



 
PR-CY.ru