ИАКОВ Железноборовский - Страница 3

Исследователи полагают, что в начале XVII в. была составлена служба преподобному, наиболее ранний список которой представлен в составе Трефолоя русским святым Российской государственной библиотеки (XVII в.). Отдельный список службы: Российская национальная библиотека (XIX в.). Тропарь и кондак Иакову приведены в месяцесловах XVII в. (Российская национальная библиотека). В разное время было записано около 50 случаев чудесных исцелений от мощей Иакова (о них исследователям известно из пересказов Жития Иакова, в списке Жития Российской национальной библиотеки эти сведения отсутствуют). Пишут, что у гроба святого исцелился бесноватый Нифонт; инок Феодосий, пролежавший расслабленным три года, выздоровел, после того как дал обещание Иакову не покидать Железноборовский монастырь. О множестве совершавшихся в XVI–XVII вв. по молитвам к Иакову чудотворений сообщалось в надписи на иконе преподобного с 15 клеймами чудес (икона была написана «по благословению всечестнейшаго господина и отца архимандрита Антония (Одиновича) в вотчинном Железноборовском монастыре» на средства наместника монастыря иеромонаха Зоровавеля в 1700 г., в XIX в. находилась в часовне близ монастыря, судьба иконы после закрытия обители исследователям неизвестна): «Благодатию Божиею источник от гроба искипе дарованием чудес: слепым прозрение, хромым хождение, бесным освобождение, глухим слышание, и от всех скорбей немедленное бысть исцеление во дни скиптродержавных Российского царства царей Иоанна Васильевича, Фёдора Ивановича, Михаила Фёдоровича и Алексия Михайловича, всея России, и многих царств, и православных государств, и западных повелителей и обладателей». В надписи также сообщалось о праздновании памяти Иакову в Железноборовском монастыре 1 декабря в память обновления его чудотворных икон: «А празднество преподобному отцу Иакову игумену, Железноборовскому чудотворцу, в память обновления чудотворных наместной, и надгробной, и новонаписанной икон сотворят декабря 1 дня по вся годы неотменно». Последние чудотворения по молитвам к Иакову известны в Железноборовском монастыре (существовавшем к тому времени под видом сельскохозяйственной артели) в начале 1920 гг. В эти годы благочинным обители являлся широко почитавшийся иеромонах Иоасаф (Сазанов), духовный наставник окрестного населения. По молитвам иеромонаха Иоасафа у раки Иакова совершились исцеления: П. Морозова, с 11 лет не владевшая ногами, после причастия и елеопомазания смогла ходить; исцелился также крестьянин, не владевший рукой. Эти события стали одной из причин ареста в 1924 г. иеромонаха Иоасафа, обвинённого в совершении «обманных действий, используя религиозные предрассудки верующих масс». Канонизация Иакова подтверждена включением его имени в Соборы Костромских и Радонежских святых, празднование которым было установлено в 1981 г. Первая икона Иакова, как предполагают исследователи, была написана после обретения его мощей в 1613 г. Большинство икон с его изображением, упоминаемых в архивных источниках и литературе XIX – начала XX вв., не сохранились, поэтому развитие иконографии Иакова исследователи представляют только по отдельным произведениям, в основном, костромского происхождения.

 



 
PR-CY.ru