ИЕРУСАЛИМСКИЕ СОБОРЫ - Страница 3

Основываясь на том, что Иерусалимский епископ созвал поместный Собор, не имея на это фактических полномочий (поскольку правами митрополии на тот период обладала исключительно Кесарийская кафедра), возглавляемые митрополитами Акакием Кесарийским и Патрофилом Скифипольским разъярённые поборники ариевой ереси в том же году созывают в Иерусалиме «ответный» Собор, большинство представителей которого составили ариане. Так, на «втором» Иерусалимском Соборе удалось добиться низвержения Иерусалимского епископа Максима II со Святоградского престола. На его место при Дамасе Римском и Нектарии Константинопольском Собором был избран и рукоположён арианин Кирилл. Кесарийский Собор 393 г. был созван с целью рассмотрения вопроса о каноничности занимания Антиохийского престола патриархом Флавианом (381–404 гг.). Эта проблема возникла ещё со второго Вселенского Собора (381 г.), когда на место скоропостижно скончавшегося Антиохийского епископа Мелетия (первого председателя второго Вселенского Собора) соборным решением был избран Антиохийский пресвитер Флавиан (381–404 гг.), который и был рукоположён в епископы Диодором Тарским и Акакием Верийским. Однако признавшая второй Вселенский Собор Римская церковь никак не могла смириться с принятием его третьего канона, (которым Константинопльский епископ приравнивался по чести с Римским) и избранием Антиохийским епископом Флавиана, настойчиво поддерживая кандидатуру Павлина (человека, который в 388 г., предчувствуя грядущую кончину, сам, один, рукоположил в епископы Антиохийской церкви Евагрия, одного из последних учеников Диодора Тарского, сделав его своим приемником). Для решения этого вопроса последовал целый ряд поместных Соборов: 382 г. в Константинополе, 382 г. в Риме, 383 г. снова в Константинополе и 389 г. в Капие. С целью рассмотрения этой проблемы в 393 г. был созван поместный Собор и в Кесарие Палестинской, решения которого стали известны из Соборного послания императору Феодосию. Основываясь на послании Капийского поместного Собора 389 г. (обращённого к Феофилу Александрийскому (385–412 гг.)), Кесарийский Собор единогласным решением постановил признавать и поминать епископа Флавиана как единственного епископа-патриарха и предстоятеля Антиохийской церкви. Спустя 17 лет, в 398 г., при посредничестве Иоанна Златоуста и Александрийского епископа Феофила Флавиана признал законным патриархом Антиохийской церкви и папа Римский. Иерусалимский Собор 415 г. при Иоанне II (386–407 гг.) был созван 30 июля 415 г. Иерусалимским патриархом Иоанном II и пресвитерами. Причиной созыва стало рассмотрение обвинения, поступившего от молодого испанского пресвитера Павла Оросии относительно дела осуждённых и объявленных «ересиархами» на Кархидонском Соборе 411 г.  монаха Пелагия и его друга Келестия. Благосклонность Иоанна Златоуста к Пелагию и сложность понимания значения латинского термина «благодать», которое вводил и защищал Пелагий, ведя спор с Августином Блаженным, послужили оправданием Пелагия. Исследователи отмечают, что своей настойчивостью Павел Оросия добился перенесения дела оправданного Иерусалимским Собором Пелагия на рассмотрение Римскому епископу.

 



 
PR-CY.ru