ИЕРУСАЛИМСКИЕ СОБОРЫ

ИЕРУСАЛИМСКИЕ СОБОРЫ – двадцать четыре Собора, начиная с созванного в 49 г. Апостольского и заканчивая Собором 1672 г., которые были направлены как на урегулирование внутренней церковной жизни Иерусалимской православной церкви, так и на достижение единства и соборное решение вопросов, терзавших единую церковь в различные периоды. Иерусалимский собор 190 г. при Нарциссе I состоял из палестинских епископов: Иерусалимского Нарцисса, Кесарийского Феофила, Тирского Кассия, Птолемаидского Клара и других десяти с целью определить дату празднования Пасхи, поскольку в лоне церкви было много разногласий. В Азии, согласно апостолам Иоанну, Павлу и Филиппу, Пасха праздновалась 14 числа месяца Нисана, независимо от дня, на который она выпадала. На Западе же Пасха праздновалась в первое воскресение после весеннего полнолуния. После неудавшегося примирения примерно в 150 г. Поликарпа Смирнского, разразившийся в 190 г. спор при Римском папе Викторе I (святой Западной церкви) и Поликарпе Ефесском достиг своего апогея. По этой причине епископы собрались в Иерусалиме, «дабы определить традицию празднования Пасхи, дошедшую до них со времён святых Апостолов». О решениях поместного Собора 190 г. определённых сведений не сохранилось. Данные о Кесарийском Соборе 195 г. почти не сохранились. Исследователям известно лишь, что Собор был созван Кесарийским епископом Феофилом, под председательством которого он и прошёл. Помимо епископа Кесарийского на Соборе приняли участие ещё двенадцать епископов. На Соборе в Кесарии в очередной раз решался один из самых спорных вопросов той эпохи – о времени праздновании Пасхи; деяния, как и постановления этого Собора не сохранились. Точная дата Кесарийского Собора 325–328 гг. исследователям неизвестна. Этот поместный Собор был созван Кесарийским митрополитом Евсевием по личной просьбе александрийского пресвитера Ария. Известный ересиарх требовал признать осуждённых Александрийским епископом Александром, извергнутых из сана и изгнанных из Александрии за приверженность к арианской ереси клириков в их чине и священническом звании. Решением Собора все александрийские клирики были восстановлены. Также Собор постановил, что изгнанным полагается возвратиться в Александрию и снова войти под омофор епископа Александра, которому Собор направил специальное послание. Соборное послание начиналось словами: «Блаженному папе и нашему епископу Александру со пресвитерами и диаконами радоваться. Вера наша и вера наших отцов, у тебя которой мы научались Блаженный папа сия есть...», а дальше излагалось арианское вероучение, в конце которого первым из подписавшихся был сам Арий. К оправдывавшему арианскую ересь соборному обращению было приложено и личное послание одного из самых образованных людей той эпохи, известного богослова Павлина Тирского, содержавшее составленный специально по этому поводу трактат, который разъяснял и оправдывал учения Ария. Также к Александрийскому епископу своё послание направил и Евсевий Кесарийский, в котором жёстко критиковал Александра и оправдывал Ария. Результатом этого Собора было возвращение Ария и поддерживавших его клириков в Александрию.

 



 
PR-CY.ru