ИЕРУСАЛИМСКИЕ СОБОРЫ - Страница 8

Инициатива созыва поместного Иерусалимского Собора 1443 г. при патриархе Иоакиме (1431–1450 гг.) принадлежала Кесарийскому митрополиту Арсению, который после событий, произошедших на Ферраро-Флорентийском Соборе (1439 г.), где был избран Константинопольским патриархом латинофил Митрофан II (1440–1443 гг.), посетил восточных патриархов Дорофея Антиохийского (1435–1451 гг.), Иоакима Иерусалимского, а также Филофея Александрийского (1435–1459 гг.) и убедил их собраться в Иерусалиме и осудить принятую на Ферраро-Флорентийском Соборе унию, а также Цареградского патриарха Митрофана и всех рукоположённых им клириков. Собор был созван 6 апреля 1443 г. в Иерусалиме и прошёл под председательством Иерусалимского патриарха Иоакима. На нём присутствовали патриархи Александрийский Филофей и Антиохийский Дорофей, а также Кесарийский митрополит Арсений. На Соборе были составлены и утверждены ряд определений, которыми категорически осуждалась уния, а также все те, кто её принял. Митрополит Арсений, как «проповедник благочестия и православия», был уполномочен Собором оповестить всю церковную полноту о своём решении, повелев ему «повсюду проповедовать благочестие, не страшась ни императора, ни патриарха или кого иного не право славящего»; кроме этого было составлено и соборное послание императору. Иерусалимский Собор 1522 г. при Дорофее II (1506–1537 гг.) был созван Иерусалимским патриархом Дорофеем II и прошёл под председательством прибывшего в Иерусалим Константинопольского патриарха Иеремии I (1522–1545 гг.). На Соборе присутствовали патриархи Александрийский Иоаким (1487–1567 гг.) и Антиохийский Михаил IV (1523–1529 гг.). Целью созыва поместного Собора 1522 г. было осуждение незаконного захвата Константинопольского престола митрополитом Созоагафопольским Ионикием. Соборным решением митрополит Созоагафопольский Ионикий был осуждён. Созыв этого Собора стал возможен благодаря изменению отношения на политической арене востока к христианам. Разбивший мамлюков и покоривший Палестину, Сирию и Египет османский султан Шелим I (1512–1520 гг.) признал и официальным документом (хàтти-шериф) закрепил за Сионской церковью право полного владения Святыми Местами, оставил за ней принадлежащую ей собственность, а также даровал православным христианам полную свободу совершения их религиозных обрядов. Иерусалимский Собор 1579 г. при Германе I (1537–1579 гг.) был созван под председательством прибывшего в Иерусалим Александрийского патриарха Сильвестра (1569–1590 гг.) при участии Синайского Евгения (1567–1583 гг.), а также митрополитов Дорофея и Нектария и других епископов. На этом Соборе было принято и удовлетворено прошение преклонного в летах патриарха Германа об уходе на покой. Новым патриархом Святого Града Иерусалима был избран Софроний IV (1579–1608 гг.), племянник Германа. На поместном Иерусалимском Соборе 1672 г. при патриархе Досифее II (1669–1707 гг.) приняли участие 71 клирик из греков, русских и арабов. Собор был созван по случаю освящения отреставрированного в марте 1672 г. храма Рождества Господня в Вифлееме. Целью синода стало опровержение клеветы о якобы «кальвинизации» Восточной православной церкви. Ещё в 1670 г., за два года до созыва Собора, патриарх Досифей II составил «Руководство по опровержению кальвинского помешательства, оклеветавшего Восточную Соборную и Апостольскую Церковь», которое легло в основу выработанного Собором «Исповедания Веры». Благодаря своей уникальности, это «Исповедание» в последствие стало широко использоваться как православными, так и инославными богословами в догматическом и сравнительном богословиях.



 
PR-CY.ru