ИСИДОР ПЕЛУСИОТ - Страница 26

Служба Исидору Пелусиоту, не имеющая праздничного знака, помещена в греческой и славянской Минеях под 4 февраля. Исследователи предполагают, что девняя служба была составлена в IX в. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. 4 февраля последование Исидору Пелусиоту, состоящее из канона, цикла стихир-подобнов и седальна, поётся вместе со службой отдания праздника Сретения Господня. Такое же по составу последование Исидору Пелусиоту зафиксировано в рукописных славянских Минеях студийской традиции (например, Исторический музей, XII в.) и в Евергетидском Типиконе второй половины XI в. Согласно первопечатному греческому Типикону 1545 г., 4 февраля соединяются последования попразднства Сретения Господня и Исидору Пелусиоту. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 4 февраля Исидору Пелусиоту назначаются: отпустительный тропарь, кондак, канон, цикл стихир-подобнов и седален. В исправленном издании Типикона 1682 г. кондак Исидору Пелусиоту был заменён иным (в остальном последование святого осталось без изменений). Существует новая служба Исидору Пелусиоту, которая была составлена афонским монахом Геннадием Микраяннанитисом. Последование Исидору Пелусиоту, содержащееся в современных богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь восьмого гласа (только в славянских); кондак четвёртого гласа (только в славянских); канон авторства Феофана Начертанного с акростихом «Тя, монашествующих славу, пою, отче» плагального второго (т.е. шестого) гласа ирмос; цикл стихир-подобнов; седален. В греческом иконописном подлиннике – «Ерминии» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) – описание облика Исидора Пелусиота приведено в разделе «Преподобные отцы наши отшельники»: «Святой Исидор Пелусиот, старец с оcтроконечною бородою, говорит: кто возненавидел мир, тот избежал сетей врага». В русских иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) подчёркивается преклонный возраст Исидора Пелусиота: «…Подобием вельми стар, сед, брада меньше Власьевой (cвященномученика Власия Севастийского), на концы вдвоём, риза преподобническая, испод вохра с белилом». Виктор Доримедонтович Фартусов в «Руководстве к писанию икон» (М., 1910 г.) вносит колоритные дополнения в характеристику образа святого: «...Глубокий старец египетского типа, многоволос, т.е. обросший густыми волосами, с большой, на конце раздвоенной бородой, лицом и телом очень худ от поста и трудов; в мантии и епитрахили, как пресвитер или игумен. В руках хартия с надписью: Добродетельному человеку подобает не гордитися от добрых своих дел, но смиренная о себе мудрствовати».

 



 
PR-CY.ru