ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ - Страница 4

Согласно Луке, Иоахим Флорский прибыл в монастырь «во второй год понтификата Луция III» (т.е. во второй половине 1182 г. или в 1183 г.) и пробыл там около полутора лет. По свидетельству Луки, выполнявшего послушание нотария аббата монастыря Касамари, аббат Геральд, с любовью и уважением относившийся к Иоахиму Флорскому, обеспечил ему благоприятные условия для литературного творчества: предоставил в его распоряжение двух писцов и Луку, которые должны были помогать Иоахиму Флорскому при написании его сочинений. Сам Иоахим Флорский в прологе к «Десятиструнной псалтири» свидетельствует, что в Касамари он начал писать первую книгу этого сочинения (там же он работал над двумя другими главными сочинениями: «Толкованием на Апокалипсис» и «Книгой согласования Ветхого и Нового Заветов»). Таким образом, хотя Иоахим Флорский и раньше писал небольшие трактаты, его интенсивная литературная деятельность началась именно в период пребывания в Касамари. По убеждению Иоахима Флорского, побудительным мотивом к ней послужило особое воздействие божественной благодати. Так, Иоахим Флорский свидетельствует, что в праздник Пасхи (предположительно в 1184 г.) он размышлял над смыслом книги «Откровение» Иоанна Богослова («Апокалипсис»), комментарий к которой в это время пытался написать. Посреди ночи, «в час, когда Христос восстал из мёртвых», он благодаря внезапному озарению понял всю полноту таинственного содержания книги «Откровение», а также полное «согласие» между Ветхим и Новым Заветами. Ещё один мистический опыт Иоахим Флорский пережил в праздник Пятидесятницы (как полагают исследователи, также в 1184 г.): в образе десятиструнной псалтири ему было открыто истинное понимание христианского учения о Троице, которое он изложил в первой книге сочинения «Десятиструнная псалтирь». Именно с желанием Иоахима Флорского свободно излагать в сочинениях пророческие и богословские откровения, которые, по его убеждению, даровались ему Святым Духом, связано его посещение папской курии в 1184 г. Согласно Житию, Иоахим Флорский отправился к папе Луцию III (1181–1185 гг.), который в то время находился в городе Вероли, желая получить «дозволение писать о том, что он видел посредством откровения» (per revelationem). Причиной этого может быть то, что в соответствии с уставом цистерцианского Ордена никакой аббат, монах или послушник не мог ничего писать, если не получил на это дозволения генерального капитула Ордена. То, что Иоахим Флорский обратился за таким дозволением не к генеральному капитулу, а к папе, исследователи объясняют тем, что в это время возглавляемый им монастырь Кораццо формально ещё не был принят в цистерцианский Орден, но при этом сам Иоахим Флорский стремился следовать цистерцианскому уставу. Существует предположение, что Иоахим Флорский хотел таким образом защититься от возможных обвинений в ереси, тем более вероятных, что в этот период он рассматривал в сочинениях учение о Троице и критически отзывался о ряде тринитарных концепций современных ему богословов. Согласно Житию, в папской курии Иоахим Флорский произнёс пророчество, касавшееся взятия Иерусалима сарацинами; по мнению исследователей, автор Жития спутал две разные встречи Иоахима Флорского с папами, и пророчество было произнесено в 1186 г. при встрече с папой Урбаном III (1185–1187 гг.).

 



 
PR-CY.ru