ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ - Страница 7

Поскольку в действительности поход Ричарда был малоуспешным и не привёл к освобождению Иерусалима, в более поздних хрониках, начиная с «Хроники» Роберта из Осера (ум. в 1212 г.), исследователи встречают другой вариант пророчества: Иоахим Флорский якобы предсказал, что участники похода смогут «переправиться через море (т.е. переплыть Средиземное море и достичь берегов Палестины), однако либо мало преуспеют, либо вовсе не преуспеют, поскольку не настало ещё время, когда будет освобождён Иерусалим и заморское царство». В беседе с королём по его просьбе Иоахим Флорский предложил толкование главы 12 книги «Откровение» Иоанна Богослова. Согласно Иоахиму Флорскому, «жена, облечённая в солнце» (Откр. 12:1) обозначает церковь; упоминаемый далее «большой красный дракон» (Откр. 12:3) есть символ дьявола, его семь голов указывают на бесконечное число его слуг в этом мире, поскольку число семь символизирует бесконечность. Вместе с тем семь голов – это «семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой ещё не пришёл» (Откр. 17:10), т.е. семь главных гонителей христианства: «Ирод, Нерон, Констанций (Иоахим Флорский имеет в виду римского императора Констанция II, активно поддерживавшего арианство), Магомет, Мельсемут (Melsemutus; исследователи предполагают, что этим именем Иоахим Флорский обозначает Абд аль-Мумина или его сына Абу Якуб Юсуфа, эмиров династии Альмохадов, которые в XII в. захватили многие земли христианской Испании), Саладин, Антихрист». Отвечая на вопросы о времени прихода антихриста, Иоахим Флорский заявил, что тот уже рождён, но не где-то в «Вавилонии или Антиохии», как обычно считалось, а в Риме, где ему предстоит «занять апостольский престол», т.е. стать папой. Это пророчество пришлось по душе королю, который тут же заявил, что правящий папа Климент III, которого он ненавидел, и есть антихрист; однако Иоахим Флорский, по-видимому, не поддержал такое толкование. Роджер отмечает также, что высказанное Иоахимом Флорским толкование возмутило присутствовавших на встрече английских епископов и священников, которые сочли его не согласующимся с традиционным церковным учением. Ещё одним важным событием 1191 г. была первая встреча Иоахима Флорского с будущим королём Сицилии Генрихом VI (1194–1197 гг.), который в это время безуспешно осаждал Неаполь и в гневе предоставил войскам свободу притеснять и грабить жителей Италии, в том числе и монахов, а также разорять мелкие города и монастыри. По словам автора Жития, Иоахим Флорский при встрече с королём смело обратился к нему с требованием прекратить притеснение христианского народа. Увидев, что Генрих не только жестокий воин, но и мудрый правитель, Иоахим Флорский произнёс пророчество, в котором истолковал слова «Книги пророка Иезекииля» о Тирском царстве (Иез. 26–28): следующая попытка Генриха получить сицилийскую корону завершится успехом, он получит царство без борьбы, «как Вавилонский царь ниспроверг Тир и царя его». Вскоре Генрих был вынужден снять осаду и отправиться в Германию; он вернулся в Италию в январе 1194 г. В феврале этого же года Танкред скончался; Генрих без особых препятствий овладел Палермо, где 25 декабря был коронован.

 



 
PR-CY.ru