ИОРДАНИЯ - Страница 20

Фасады и, по мнению исследователей, интерьеры были покрыты тонким слоем штукатурки и расписаны, однако росписи практически не сохранились, за исключением фрески «Эрот (или Пан), играющий на флейте среди зарослей» в так называемом Расписанном биклинии в Сик-эль-Бариде близ Петры (I в.) и архитектурно-декоративных росписей в так называемом Расписанном доме в Вади-Сияг в Петре. Перед гробницами располагались окружённые колоннадами дворы с комнатами (биклиниями и триклиниями) для поминальных трапез, с резервуарами для хранения воды и др.; наиболее сохранный из подобных комплексов – Гробница римского солдата и прилегающие постройки (первая половина I в.). Типологическое развитие фасадов гробниц Петры можно проследить в деталях, но, по мнению исследователей, существенно то, что гробницы старых типов продолжали строить одновременно с новыми, и поэтому типология лишь в редких случаях может служить датирующим признаком. Древнейшими исследователи считают гробницы «ассирийского типа» с идущими по кромке треугольными ступенчатыми мерлонами, простым дверным проёмом или (чуть позже) порталом, оформленным двумя пилястрами с карнизом на них (более сложный тип таких гробниц – с двойным рядом мерлонов и аттиком между ними). По мере развития фасады «ассирийского типа» приобретают карнизы «египетского типа» и 2 угловых мерлона, ступеньками расходящихся от центра. В более сложном варианте по сторонам фасада помещаются пилястры, таким образом не только портал, но и фасад заключается в ордерную рамку; появляется второй карниз. К типу гробниц с двумя карнизами исследователи относят Гробницу с урной (первая четверть I в. н.э.). Революционным для архитектуры Петры исследователи считают строительство гробницы Эль-Хазне (первая четверть I в. н.э.), одного из блестящих произведений как эллинистической, так и мировой архитектуры. Согласно исследованиям Дж. Мак-Кензи, архитектурные элементы гробницы (разорванный фронтон, изогнутые карнизы, толос, ордерные детали, профили, тип коринфских капителей) позволяют отнести её к творению мастеров из Александрии; ближайшие параллели – архитектура так называемого Палаццо-делле-Колонне в Птолемаиде в Киренаике, Ливия (первая половина I в. н.э.?) и архитектурные пейзажи II стиля Помпейской живописи, например, на вилле Поппеи Сабины в Оплонтисе близ Помпей (около 62 – 65 гг.). Под влиянием гробницы Эль-Хазне, по мнению исследователей, уже местными мастерами был создан ряд гробниц, где часто усложнялись композиции (умножение количества ордерных элементов в ширину и в высоту, их перестановка и изменение пропорций), но упрощались детали: Коринфская гробница (середина I в.), Дворцовая гробница (вторая половина I в.), а также так называемый Эд-Дейр (вторая половина I в.), по мнению исследователей, храм обожествлённого набатейского царя Оводы (Авдата) I. В отдельный «римский тип» выделена Гробница римского солдата (первая половина I в.), т.к. её фасад оформлен ложным портиком (в антах, с двумя колоннами). К римскому времени исследователи относят Гробницу Секстия Флорентина (около 129 г.), а также, вероятно, Ренессансную гробницу (первая половина II в.).

 



 
PR-CY.ru