ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ - Страница 49

Следующие нотолинейные издания появляются в 1883 г. в городе Русе в ксило-литографии хорватского печатника Д.М. Дробняка и скоропечатне С.И. Роглева. В том же году в Варне начала работу типография Л. Нитче, в которой были напечатаны первые издания авторских церковных песнопений Д. Христова и А. Крыстева. Типография Нитче заложила основы европейской издательской практики в Болгарии. В начале XX в. она посылала заказы в крупные европейские типографии, являясь посредником в распространении книг. С 1884 г. в Варне нотные издания печатались также в типографии Х.Х. Ралева. В Софии работала типография Б. Прошека. В 1878–1920 гг. в Пловдиве, в печатне общества «Единство» издавались певческие сборники, например, «Божественная литургия, содержащая входные ирмоси вместо «Достойно» и причастны по всем Господским и Богородичным празником» Поптеодорова в двух книгах (1897 г.). В 1898 г. в нотопечатне Ф.М. Хайделя (Лейпциг) были напечатаны «Златоустова литургия за смесен хор» Атанаса Бадева (на средства композитора) и «Воскресник, сиречь Осмогласник учебный, содержаяй Воскресную службу и подобия осми гласов» в двух томах Поптеодорова (издательство Ю.Г. Циммермана, Санкт-Петербург, Лейпциг). Также были напечатаны сборники Д. Казакова «Литургия св. Йоана Златоуста: За мъжски хор» и «Водосвет, Молебен, Панихида: За смесен хор» (София, 1906 г.). В 1907 г. в Самокове, в печатне протестантского Евангельского училища был выпущен сборник «Свещени песни с напеви». В 1920 – первой половине 1940 гг. число музыкальных изданий увеличилось. В нотоиздательской практике в этот период наметились новые тенденции в оформлении переплёта и титульного листа. Были сделаны первые попытки отразить в национальной музыкальной литературе болгарский колорит. Как для ранних, так и для поздних болгарских музыкальных изданий характерна скромность оформления, строгие графические декоративные элементы и рисунки (в отличие от пышной орнаментики венско-романтического стиля болгарских нотолинейных изданий, выпущенных за границей). В заглавиях стали избегать многословия, эклектики и жанровой недифференцированности. Более точно стали оформлять выходные данные изданий, ссылки на использованные источники и др. В Софии церковно-певческие издания выпускались в печатнях «Утро-Дневник» («Литургийно песнопение за детски или народни хорове» Н.И. Николаева, 1924 г.), «Младежко христианско дружество» («Духовни химни и други песни за общо и хорово пение», 1924 г.), «Художник» («Литургия на св. Йоан Златоуст в източен стил верху източно-църковни напеви» Петра Динева (1926 г.; на средства автора),

 



 
PR-CY.ru