ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ - Страница 47

До освобождения Болгарии от турецкого господства болгарские церковно-певческие издания с невменной хрисанфовой нотацией (см. статьи Византийская нотация, Новый метод) выходили в Бухаресте и Константинополе. Эти издания были составлены и напечатаны за свой счёт первыми болгарскими учителями пения. В 1846 г. в Константинополе Павлом Куртовичем Цалоглу из Пловдива и учителем пения школы Святой Троицы Георгием П. Константину была выпущена «Анфология» в редакции лампадария (впоследствии протопсалта) Великой церкви Иоанна Трапезундского на греческом языке с заглавием на болгарском: «Антология на всички годишни църковни последования на вечернята, утрената и литургията, великата Четиридесятница и Пасхата от разни музикоучители – стари и нови и подбрани сладкозвучни и изящни матими». В конце «Анфологии» напечатано песнопение «Достойно есть» на седьмой глас Хаджи Найдена Йовановича из города Татар-Пазарджик (ныне Пазарджик). Первые певческие сборники на болгарском языке Н. Триандафилова «Воскресник», «Цветособрание» (оба 1847 г.) и «Гледало ради славяно-болгарската ныне новонапечатана псалтика» (1848 г.) были изданы в Бухаресте. Позднее в Константинополе были опубликованы следующие болгарские певческие книги: «Цръковно песнопение» Д. Манчева (1854 г.), «Блъгарска гъсла» С. Зафирова и Ц. Желева (1857 г.), в печатне Т. Дивитяна в 1872 г. вышли «Воскресник» и «Песнопение или Черковно въсточно пение, содержающе на утренни, и последованието на Литургията» Т. Икономова и «Ирмология две части, от които първата содержава катавасийно пение» А. Иванова из Севлиева (1875 г.). Народная типография напечатала его же «Славик» (1864 г.), в типографии газеты «Македония» – его же «Стихирар» (1864 г.) и «Минейник» (1869 г.). После освобождения Болгарии церковная музыка оказалась в центре общественно-культурной жизни страны, в начале XX в. переместилась на её периферию. В этот период болгарская музыкальная культура стала более профессиональной, всё большее место в ней стали занимать музыканты со специальным образованием. Музыка стала оцениваться как искусство в современном смысле слова, создавались авторские произведения европейского уровня. Традиционные церковные песнопения продолжали использоваться за богослужением, но интерес к ним в обществе снизился. В Самокове, в литографии Луки-хаджи Павлова были напечатаны сборники Иванова из Севлиева: несколько изданий «Воскресника» (1896 г.; в 1899 г. – второе издание «Воскресника» под редакцией В. Средногорова, напечатанного в 1897 г. в софийской литографии «Ноев, Станкович и Сие»), «Упътвание, Воскресник и подобни» (1900 г.; под редакцией певца Юнкерской церкви Д. Мавродиева), «Стихирар» М. Поптеодорова (1896 г.), «Сборник от източно-църковни напеви», составленный Х. Поповым (1901 г., часть 1: Воскресник; часть 2: Божественна литургия).

 



 
PR-CY.ru