ИСАГОГИКА - Страница 26

Книгу «Откровение» Иоанна Богослова исследовал Василий Васильевич Четыркин. Его главная работа – «Апокалипсис св. Апостола Иоанна Богослова: Исагогическое исследование» (Петроград, 1916 г.). В этом сочинении он анализирует все гипотезы с древнейших времён до XX в. о происхождении «Апокалипсиса». В.В. Четыркин считал, что нет веских оснований отрицать древнее церковное Предание об авторстве апостола Иоанна, которого он отождествляет с пресвитером Иоанном. Священник Александр Викторович Ельчанинов писал вслед за представителями русской библейско-исторической школы, что православный подход к изучению Священного Писания не исключает его научного познания. В книге «История религии» (М., 1909 г.) Александр Ельчанинов придерживался теории двух источников синоптических Евангелий. Он считал доказанной неисторичность Евангелия от Иоанна, склоняясь к мысли, что оно было написано по «рассказам апостола Иоанна» (о дискуссиях по синоптической проблеме в православной науке и библиографию см. в соответствующих разделах ст. Евангелие). Самым авторитетным библеистом, который занимался Новымо Заветом, в то время и в последующие годы в эмиграции был профессор Николай Никанорович Глубоковский. В энциклопедическом труде «Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу» (СПб., 1905–1912 гг., книги 1–3) он тщательно исследовал богословие апостола Павла. Н.Н. Глубоковский не уделял большого внимания исагогике, в целом его воззрения на этот предмет библеистики были консервативно-традиционными. Так, он считал вполне возможным признать автором Послания к Евреям апостола Павла. В исследовании «Евангелия и их благовестие о Христе Спасителе» (София, 1932 г.) Н.Н. Глубоковский сводит все сложности синоптической проблемы к простому апологетическому заключению: в основе всех Евангелий лежало «единое церковное предание», которое преломлялось у каждого из евангелистов в соответствии с нуждами той или иной местной церкви. В эмиграции были созданы и немногочисленные труды по Священному Писанию митрополита Антония (Храповицкого), в основном, касавшиеся изучения книг Ветхого Завета. Из сочинений по Новому Завету исследователи упоминают его книгу «Творения св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова» (Варшава, 1928 г.). Принципиальные взгляды на библейскую науку были высказаны Антоном Владимировичем Карташёвым в актовой речи в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже 13 февраля 1944 г. Позже эта речь, вызвавшая полемику, была издана (Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947 г.). Хотя А.В. Карташёв говорил преимущественно о Ветхом Завете, изложенные в ней принципы определяют подход к православной библеистике в целом. Епископ Кассиан (Безобразов) известен исследователям как переводчик и толкователь Нового Завета. Он касался исагогики в лекциях, прочитанных в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже (записаны в 1939 г., изданы после Второй мировой войны: «Христос и первое христианское поколение»; Париж, 1950 г.). В исагогических вопросах он старался придерживаться традиционных мнений об авторстве и о времени написания новозаветных книг и лишь с осторожностью делал исключения для пастырских Посланий и Послания к Евреям.

 



 
PR-CY.ru