ИСАГОГИКА - Страница 25

Комментарии епископа Феофана Затворника к Посланиям апостола Павла, изданные в 1870–1880 гг., несмотря на консерватизм и традиционные исагогические представления епископа, по полноте и духовной значимости остаются непревзойденными в русской православной библеистике. Возникновение русской школы научной библейской критики относится ко второй половине XIX в. Обзорные работы по исагогике и истории экзегетики Стефана Mихайловича Сольского близки к работам епископа Михаила (Лузина). С.М. Сольский писал: «Опасение, что критическое изучение книг Священного Писания может быть совершено только в ущерб знакомству с их положительною стороною, едва ли обоснованно; сознательное усвоение их положительных сторон может быть достигаемо только при основательной научной разборке существующих отрицательных взглядов». Александр Алексеевич Жданов писал работы в русле исторической критики. Будучи сторонником библейско-исторической школы, он исследовал «Апокалипсис» («Откровение Господа Иисуса Христа о семи азийских церквах». М., 1891 г.) с точки зрения отражения в этой священной книге исторических обстоятельств эпохи её написания, т.е. конца I в. Он резко критиковал фантастическое сочинение «Откровение в грозе и буре» (СПб., 1907 г.) Н.А. Морозова, в котором автор «астрономически» вычислил дату «Апокалипсиса» – 30 сентября 395 г., а Иоанна Богослова отождествлял с Иоанном Златоустом. Одним из первых русских библеистов исследователи называют Александра Mатвеевича Бухарева (архимандрита Феодора). Однако его многочисленные толкования книг Ветхого и Нового Заветов исследователи считают настолько субъективными, что их трудно считать научными исследованиями. В отношении исагогических вопросов он придерживался вполне традиционных взглядов. Распространение знаний о Священном Писании обусловило написание и издание многих учебных пособий для духовных школ. Так, признание получил учебник Алексея Никитича Хергозерского «Исагогика, или Введение в книги Священного Писания Нового Завета» (СПб., 1860 г.). Большую помощь в изучении Священного Писания оказали «Толковая Библия», которая начала выходить под редакцией Александра Павловича Лопухина в 1904 г., «Толкование Евангелия» (СПб., 1905 г.) Бориса Ильича Гладкова, написанное простым языком для широкой публики, содержит исагогические данные традиционно-церковного характера. Много исагогических статей появилось в энциклопедических словарях. В начале XX в., после ослабления цензурных ограничений, в России были написаны работы, отличающиеся подлинно научным подходом к изучаемому предмету. Так, патролог Николай Иванович Сагарда написал экзегетическое исследование «Первое соборное послание св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова» (Полтава, 1903 г.), в котором затрагивал в том числе и исагогические вопросы, касающиеся этого послания. Писания Иоанна Богослова исследовал протоиерей В.В. Платонов. В магистерской диссертации «Повествование Евангелия Иоанна о прощении Господом Иисусом Христом жены-грешницы» (Сергиев Посад, 1916 г.) он высказал гипотезу, что перикопа Ин. 8:1–11 была внесена в текст Евангелия самим евангелистом при окончательной редакции текста.

 



 
PR-CY.ru