ИСАГОГИКА - Страница 23

Поэтому старые декреты надо понимать на фоне библейских исследований того времени; они могут иметь историческое и апологетическое значение в той степени, в какой показывают, что Римско-католическая церковь постоянно озабочена защитой вверенного ей Священного Писания. В тех вопросах, которые не затрагивают вероучительные проблемы, в частности, при выяснении авторства и времени написания тех или иных библейских писаний, историческому исследованию предоставлена свобода. Иначе говоря, признавалось, что не следует смешивать богодухновенность библейских писаний и их человеческое авторство. В принятой вторым Ватиканским собором догматической конституции «Dei Verbum» было отмечено значение ряда получивших распространение критических методов толкования Нового Завета: анализа жанров и литературных форм (поскольку Богооткровенная истина «излагается и выражается по-разному и различными способами в текстах исторических, пророческих, поэтических или в других “речевых жанрах”»); исторической критики, т.е. анализа «определённых обстоятельств», в которых священнописатель «соответственно условиям своего времени и своей культуры» составлял священный текст, и «прирождённых способов восприятия, изъяснения и повествования, бытовавших во времена агиографа». Несмотря на то что в конституции «Dei Verbum» католическая церковь признала основные направления экзегетического исследования, не была дана оценка отдельным направлениям историко-критического метода, в частности, критике текста и литературном анализу источников (нем. Quellenkritik), а также анализу метода традиций и редакций. Важное место историко-критического метода (и его неотъемлемого элемента – исагогических исследований) в католической экзегезе признано в дискуссиях 1980–1990 гг. о методах толкования Писания и его смыслах, в рамках которых ставились вопросы о нейтральности метода и несводимости толкования только к установлению буквального смысла (работы кардинала Йозефа Ратцингера (позже папа Бенедикт XVI), Раймонда Эдварда Брауна, Дж. Фицмейра и др.). Официальная позиция католической церкви по вопросам методов толкования Писания изложена в принятом в 1993 г. документе «Интерпретация Библии в Церкви» (Interpretation of the Bible in the Church), подготовленном Папской библейской комиссией и представленном кардиналом Йозефом Ратцингером папе Иоанну Павлу II по случаю 100-летия энциклики «Providentissimus Deus» и 50-летия энциклики «Divino afflante Spiritu». В документе, в частности, отмечены необходимость и границы применения историко-критического метода, а также дана оценка новым семиотическим, социологическим, контекстуальным и каноническим подходам в экзегезе (см. раздел о католической герменевтике в ст. Герменевтика библейская).

 



 
PR-CY.ru