ИСАГОГИКА - Страница 24

Основоположниками русской православной библеистики считаются Филарет (Дроздов) и протоиерей Герасим Петрович Павский. В 1860 гг. русское образованное общество познакомилось с западной протестантской библейской критикой, возникла задача её открытого обсуждения и осмысления. Епископ Михаил (Лузин) составил общедоступные толкования Нового Завета и рассмотрел критические работы западных библеистов. Констатируя факт отставания русской библеистики, он вступил в полемику с отрицательной западной критикой, изучив многие работы европейских учёных, посвящённые Священному Писанию. Епископ Михаил фактически положил начало новому историко-критическому направлению в русской библеистике, которое стремилось учитывать как достижения, так и ошибки западной библеистики. Он воспитал плеяду талантливых учеников, обогативших науку о Священном Писании ценными комментариями и монографиями по библейской истории, богословию, археологии, текстологии и исагогике. Расцвет русской православной библеистики приходится на вторую половину XIX – начало XX вв. Ориентация на полемику с западной критикой и цензурные ограничения обусловили апологетический характер исагогических трудов русских библеистов, как правило, отстаивавших традиционные взгляды на происхождение библейских книг. Так, библейской апологетике посвящена монография протоиерея Тимофея Ивановича Буткевича (1854–1925 гг.) «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (М., 1883 г.), в которой содержится обзор рационалистических толкований Евангелия, начиная с Иоганна Готфрида Гердера и Фридриха Даниэля Эрнста Шлейермахера. Там же собраны возражения на отрицательную критику по всем частным вопросам евангельской истории. Среди консервативно настроенных исследователей и толкователей Нового Завета выделяется несколько имён. Критически разбирал гипотезы западных библеистов архиепископ Василий (Богдашевский). В исследованиях, посвящённых Новому Завету, он последовательно придерживался святоотеческих традиций и церковного Предания (Послание апостола Павла к Ефесянам: Исагогико-экзегетическое исследование. Киев, 1904 г.; Евангелие от Матфея: Критико-экзегетическое исследование. Киев, 1915 г.). В отличие от большинства современных ему библеистов он полностью отвергал выводы теории двух источников. В работе о Евангелии от Матфея архиепископ Василий отстаивал историческое существование древнееврейского оригинала этого Евангелия. Ещё раньше против решений синоптической проблемы, предложенных Генрихом Георгом Августом Эвальдом и Генрихом Юлиусом Гольцманом, выступил Николай Иванович Троицкий. В книге «О происхождении первых трёх канонических Евангелий» (Кострома, 1878 г.) он поместил очерк истории синоптической проблемы до второй половины XIX в. Признавая сходство синоптиков, он отвергал существование их письменных источников; сходство Евангелий объяснял только общностью предания. Большое внимание критике гипотез немецкой протестантской науки уделял Николай Александрович Елеонский. Он был исследователем Ветхого Завета, и его критика была направлена против новейших исагогических гипотез о происхождении Пятикнижия. В одной из работ он критиковал теорию Ф.Х. Баура о послеапостольском происхождении Евангелия от Марка.

 



 
PR-CY.ru