ИОСИФ ЗАОНИКИЕВСКИЙ, Амвросимов Иларион - Страница 7

По обе стороны Иосифа Заоникиевского, на уровне его головы, коленопреклонённые на облаках святые Косма и Дамиан. Иосиф Заоникиевский изображён в белой рясе с поясом и в тёмной мантии, у него седые волосы до плеч, причёсанные на прямой пробор, и широкая окладистая борода, не доходящая до середины груди. Место явления чудотворной иконы обозначено пейзажем (с условно изображённой растительностью), лесом на дальнем плане и гористой местностью, спускающейся мелкими террасами к широкой площадке с фигурой Иосифа Заоникиевского на переднем плане. Данная иконография сложилась под воздействием изображений Серафима Саровского в молении – святого, особо почитавшегося в Заоникиевой пустыни, где в главном храме находился «небольшой овальный камень, на котором утверждён перламутровый крест: этот камень есть часть от того камня, на котором преподобный Серафим Саровский молился 1000 ночей». По мнению исследователей, точное повторение основных иконографических черт, поз и жестов свидетельствует об использовании в качестве образца для обеих икон общего прототипа, несмотря на явное различие манеры исполнения и происхождение из разных мастерских. Один из двух образов ремесленных писем, с графичной упрощённой живописью, исследователи относят к типу «раздаточных икон», что также говорит о широком распространении данной иконографии. Иосиф Заоникиевский представлен на нескольких иконах «Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими Вологодскими святыми» ХVIII–XIX вв. (все в собрании Вологодского историко-архивного художественного музея-заповедника). Чаще всего изображался в левой части композиции вместе с преподобными Евфимием и Харитоном Сянжемскими и Герасимом Вологодским. Святой представлен в молении, облачён в монашеские одежды, куколь на плечах, наличие пояса варьируется, именуется как Иосиф Заоникиевский или Иосиф Вологодский. На иконе первой половины XVIII в., поступившей в музей от частного лица, Иосиф Заоникиевскиц предстоит Спасителю в числе 39 святых. Он изображён в нижней левой части композиции седым, с волнистой бородой до середины груди, волосы уложены на прямой пробор. Отличительной чертой, которая не повторяется в других произведениях, является вихор, что, по мнению исследователей, скорее всего, служит напоминанием о подвиге юродства. На иконе «Спас Вседержитель, с предстоящими и припадающими святыми» из церкви Сретения Владимирской иконы Божьей Матери в Вологде (вторая половина ХVIII в.) Иосиф Заоникиевский поименован на нимбе как «Иосиф Вологодский», волосы на прямой пробор, со значительной проседью, лежат крупными волнами, пышная борода средней длины. На иконе «Спас Великий Архиерей, с предстоящими святыми» (третья четверть XVIII в.) Иосиф Заоникиевский показан в нижнем регистре предстоящих святых вполоборота влево, руки в молении. Иосиф Заоникиевский – средовек с тонкими чертами лица, прямые волосы со значительной проседью зачёсаны назад и лежат пышной шапкой до плеч, окладистая борода не доходит до середины груди. Святой в монашеских одеждах, ряса и мантия писаны по золоту, притенения и складки обозначены коричневым цветом, опущенный на плечи куколь тёмно-синего цвета с белыми крестами. Именующая надпись помещена на нимбе: «П. Иосиф За».

 



 
PR-CY.ru