ИОСИФ ЗАОНИКИЕВСКИЙ, Амвросимов Иларион

ИОСИФ ЗАОНИКИЕВСКИЙ, Амвросимов Иларион (около 1530–1612 гг.) – основатель Заоникиевой пустыни в честь Владимирской иконы Божьей Матери, преподобный, Христа ради юродивый (память 21 сентября и в третью Неделю после Пятидесятницы – в Соборе Вологодских святых). Сведения о святом сохранились в «Сказании о иконе Богоматери Заоникиевской», составленном в начале XVIII в. Произведение состоит из нескольких частей: собственно «Сказания...», найденного экономом Заоникиевой пустыни Сергием в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре в 1717 г., «Слова на память преподобнаго отца нашего Иосифа, Иоаникиевскаго новаго чудотворца», составленного, как полагают исследователи, при участии Сергия, и Повести о посещении Заоникиевой пустыни Вологодским епископом Павлом в 1717 г. Наиболее ранний список «Сказания...» (Российская государственная библиотека) точно датирован: он содержит запись иерея Димитрия, в которой тот сообщает, что переписал текст в марте-апреле 1718 г. Список происходит из Заоникиевой пустыни, о чём свидетельствуют владельческие записи на листах 119, 124. В рукопись вошли Повесть о посещении Заоникиевой пустыни Вологодским епископом Павлом и «Сказание...» (начало: «И зрети на образы подобия святых икон несумненною верою...»). К «Сказанию...» добавлены описания чудес, происходивших от Заоникиевской иконы Божьей Матери (34 чуда, изложение чудес начинается с четвёртого чуда; по мнению А. Эббингхауса, первые девять чудес воспроизводят запись XVI в.), а также записанные разными почерками в 1716–1729 гг. рассказы о чудесах, совершившихся по молитвам к Иосифу Заоникиевскому (нумерация чудес не соответствует реальному количеству, случаются повторы, пропуски и т.д.); последнее чудо – «об исцелении крестьянок Анны дочери Максимовой и Евфросинии дочери Ивановой» датировано 1729 г. В рукописи также приведены «Слово на память преподобного Иосифа» (начало: «Тайну цареву добро есть хранити...») и служба святому (начало: «О преславный отче Иосифе, мирския молвы... учил еси, терпением же и постом и частыми к Богу молитвами плоть свою покорил еси Духову...»). «Слово на память преподобного Иосифа» помещено также в сборниках: Исторический музей, 1730 гг.; рукопись конца XVIII в. (в рукописи утрачено несколько листов в конце текста, после «Слова...» следует чудо 5, последнее – чудо 40). Исследователям известен список «Сказания...» в агиографическом сборнике второй половины XIX в. (Российская государственная библиотека), который принадлежал Вологодскому и Устюжскому епископу Христофору (начало: «В лето от сотворения мира 7096, а от воплощения Бога Слова 1588, во дни благочестивейшаго государя и великаго князя Феодора Иоанновича... бысть в Вологодском уезде Кубенской волости человек некий от простых людей христианскаго рода именем Иларион Амвросимов»). Данный список «Сказания...» отличается наиболее полным составом чудес (здесь переписаны чудо 1 об исцелении слепого отрока из деревни Зеленино и чудо 2 об исцелении слепого Илариона из деревни Обухово (скорее всего, самого Иосифа Заоникиевского), которые отсутствуют в списках Российской государственной библиотеки и Исторического музея; чудо 3 (рассказ о епископе Вологодском Антонии и об исцелении новгородца Кондрата) выделено как самостоятельное из текста «Сказания...» по списку Российской государственной библиотеки; последнее чудо – о монахе Иакове 1720 г.). «Слово на память чудотворца Иосифа» (Российская государственная библиотека; начало: «Тайну цареву добро есть хранити...») в этой рукописи по аналогии с ранними списками разделяет рассказ о посмертных чудесах святого на два отдельных блока.

 



 
PR-CY.ru