ИОСИФ ЗАОНИКИЕВСКИЙ, Амвросимов Иларион - Страница 8

Следующая группа икон представляет единую иконографическую линию с изображением в центре «Спаса Смоленского», которому соответствует по иконографии чтимая в Вологде чудотворная икона «Спас Обыденный». Это две большие иконы – 1778 г. (из кафедрального Троицкого собора Архангельска, Архангельский музей истории искусств) и 1779 г. (из церкви Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды, Вологодский историко-архивный художественный музей-заповедник): первая написана «Лазарем Климовым Ершовым со товарищи», вторая – вологодскими иконописцами Димитрием и Иваном Сумароковыми. Сумароковыми создан выразительный образ Иосифа Заоникиевского: святой представлен как средовек с морщинами на лбу и щеках, нос прямой, губы отмечены киноварью, на щеках лёгкая подрумянка, волосы со значительной проседью, причёсаны на прямой пробор и спускаются на шею длинными волнистыми прядями, борода средней длины раздвоена на конце. Руки святого в молении: левая поднята до уровня подбородка, правая – на уровне груди, обе ладони раскрыты вовне. Облачение монашеское, куколь на плечах, высветления на одеждах выполнены творёным золотом. Именующая надпись в три строки расположена на фоне над головой святого: «Пр. Иосиф Заоникиевски». К подписным произведениям примыкает небольшая икона неизвестного автора из церкви во имя преподобного Кирилла Белозерского (Семинарской) Вологды (конца XVIII – начала ХIХ в., Вологодский историко-архивный художественный музей-заповедник), иконографическая программа которой дополнена лишь введением в верхний регистр Феодора Стратилата и праведной Анны (по мнению исследователей, патрональных святых семьи вкладчика). Иосиф Заоникиевский изображён в ряду подвижников XVII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись конца 1860 – 1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970 гг.). На рисунке монахини Иулиании (Соколовой) в лицевых святцах русских святых на 21 сентября (после 1959 г., частное собрание) Иосиф Заоникиевский представлен фронтально в рост, в монашеском одеянии, со свёрнутым свитком в левой покровенной руке. Он изображён на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» монахини Иулиании (Соколовой) 1934 г., 1950 гг. (ризница Троице-Сергиевой лавры), а также на современных списках этой композиции, в том числе на иконе из церкви Николая Чудотворца на Глинках г. Вологды (2004–2005 гг., иконописец Н.В. Масюкова). Существует рисунок для Миней Московской патриархии работы протоиерея Вячеслава Савиных и Н.Д. Шелягиной. В современной иконографии существуют изображения Иосифа Заоникиевского среди избранных святых, например, икона с образами девяти Вологодских святых, созданная иконописцем А. Зубовым по заказу протоиерея Алексия Сорокина (начало 2000 гг., церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу в Вологде). В верхней части композиции по центру полусфера с изображением благословляющего обеими руками Спасителя, святые расположены в двух регистрах: в верхнем представлены преподобные Герасим и Галактион Вологодские, Димитрий и Игнатий Прилуцкие, в центре нижнего регистра – Антоний, епископ Вологодский и Великопермский, под изображением которого вмонтирован реликварий с мощами, справа – праведные Александр Баданин и Николай Рынин, слева – преподобные Иоасаф Каменский и Иосиф Заоникиевский. Святые изображены в рост, фронтально, Иосиф Заоникиевский в традиционном облачении, в левой руке посох с простым дугообразным навершием.



 
PR-CY.ru