ИОВ, Иван - Страница 16

На пути следования присоединились крестные ходы прочих церквей». В 1979 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода имя Иова было внесено в Собор Тверских святых. К общерусскому почитанию Иов был канонизирован архиерейским Собором в 1989 г., когда праздновалось 400-летие учреждения патриаршества на Руси. Служба святителю составлена синодальной богослужебной комиссией и утверждена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом РПЦ 6 октября 1999 г., служба имеет малую вечерню. Описание внешности Иова приводится в некоторых иконописных подлинниках конца XVIII в., 1820 гг.: «Подобием сед, брада Григория Богослова, пошире и подоле, власы с ушей, в шапке, амфор и Евангелие, сак киноварь, испод голубец» (Библиотека Академии Наук, назван в отдельном перечне без указания дня памяти); «Сед, брада доле и шире Петровы митрополита, власы главныя с ушей появились, в шапке и саккосе красном, испод голубой, амфор и Евангелие» (Российская национальная библиотека, под 19 июня). В 1655 г. патриарх Никон повелел устроить в Патриарших палатах Московского Кремля «маленькую церковь во имя новых Московских святых, митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа..., а в церкви написать портреты шести патриархов..., первый из них Иов». Одно из ранних сохранившихся изображений Иова представлено на прориси с иконы «Московские святые» XVII в. Он показан в левой верхней части композиции, черты лица не индивидуализированы. Вокруг головы нимб с надписью: «Пр(еподобный) Иов пат(риарх) Мос(ковский)». В Царском Титулярнике 1672 г. изображение Иова помещено среди миниатюр с портретами патриархов (Российский государственный архив древних актов). Святитель представлен вполоборота вправо, по пояс, в белом куколе и мантии с истоками, правой рукой благословляет, в левой держит жезл, у него правильные черты лица и округлая борода до груди. Этот портрет с незначительными вариациями в деталях повторен в копиях Титулярника начала 1670 гг. – начала XVIII в. (Российская национальная библиотека, Исторический музей). Образ из Титулярника послужил иконографической основой всех позднейших изображений святителя. Поясной прямоличный образ Иова в медальоне есть в росписи алтарной части собора Сретения Владимирской иконы Божьей Матери Сретенского монастыря в Москве (1707 г.). Подобно другим патриархам, он написан с нимбом, в саккосе, омофоре и митре, с двумя панагиями и крестом, с жезлом в левой руке. Создавались многочисленные живописные портреты Иова (например, портрет конца XIX в. художника П. Благова, Старицкий краеведческий музей; другой портрет Иова находится в собрании Тверского краеведческого музея). Изображение Иова включалось в портретные серии духовных лиц, например, в цикле из Спасо-Иаковлевского монастыря Ростова (конец XVIII – середина XIX вв., до 1966 г. хранился в музее-заповеднике «Ростовский кремль»). Иов показан по пояс, вполоборота вправо, «в жёлтой мантии и белом клобуке; на груди панагия, правая рука сложена для благословения, в левой жезл. Фон коричневый». Портрет Иова овальной формы поступил из коллекции Андрея Николаевича Муравьёва в Церковно-археологическом музее при Киевской духовной академии (первая половина XIX в., Киево-Печерский музей-заповедник).

 



 
PR-CY.ru