ИОВ, Иван - Страница 15

Так, в библиотеке торговых людей и промышленников Строгановых при Благовещенском соборе в Соли Вычегодской, согласно описи середины 1590 гг. («Опись 1579 г.»), среди книг значились «тетрати в полдесть в коже о поставлении первого патриарха Иева Московского и всея Руси», дополненные не раньше 1606 г. материалами «о прощальной грамоте, и списки з грамот при царе Василии». В «Новом летописце» (1630 гг.) Иов характеризуется как «столп непоколебимый» (Полное собрание русских летописей, том 14), в Мазуринском летописце XVII в. – как «Иев смиренный» (Полное собрание русских летописей, том 31). В 1652 г. св. мощи первого патриарха были перенесены из Старицы в Москву. На месте остановки в Старице, где участвовавшие в крестном ходе горожане прощались со святителем, позднее была устроена часовня. Встречу мощей «великого святителя Иева патриарха» в столице 5 апреля 1652 г. множеством народа, сонмом духовенства, боярами, патриархом и внесение их в Успенский собор описал участвовавший в процессии царь Алексей Михайлович в письме Новгородскому митрополиту Никону (впоследствии патриарх). Царь сообщал ему: «А многолюдно таково было, что не вместилися от Тверских ворот по Неглиненския ворота, и по кровлям и по переулкам яблоку негде было упасть». Участвовавший во встрече св. мощей патриарх Иосиф, плача, говорил царю: «Вот-де, смотри, государь, каково хорошо за правду стоять: и по смерти слава». В Успенском соборе мощи Иова были поставлены «в ногах у Иасафа патриарха, на мосту наверху. И оклали кирпичем, а сверху доска положена, а не заделана для свидетельства... А чудеса от него есть». Патриарх Иосиф составил в связи с событием послание, в котором он обращался к Иову: «Боголюбезне учителю, сладчайший боголюбезных сосуд воспитания». Вскоре после 1652 г. была создана «История о первом Иове, патриархе Московском и всея России», в которой помимо повествования о жизненном пути первого русского патриарха приводится описание кончины, погребения, переноса мощей и посмертных чудес Иова. По свидетельству автора «Истории...», Иов был «муж нравом, и учением, и благочинием, и благочестием украшен». Святитель был внешне благообразен, «прекрасен в пении и во чтении», знал наизусть Псалтирь, Евангелие, Апостол, чинопоследование литургии Василия Великого. Был великий постник, ежедневно служил литургию, никого не обличал, не оскорблял, но всех миловал и прощал («Русская историческая библиотека», том 13). В «Описании о российских святых» (сочинение известно исследователям в списках XVIII–XIX вв.) говорится: «Пресвятейший патриарх Иов Московский и всея Русии, чудотворец, преставися в лето 7115 июния в 19 день». Соловецкий книжник Сергий (Шелонин) в каноне русским святым упоминает Иова в четвёртом тропаре девятой песни. К концу XIX в. в Синодальной ризнице хранились три панагии Иова, митра, саккос и омофор. Когда 2 июня 1857 г. Московский митрополит Филарет (Дроздов) освящал храм в честь Успения Богоматери в Троицкой богадельне, «на нём были омофор и панагия патриарха Иова, крест наперсный Макария, митрополита Всероссийского, жезл у него был свт. Алексия митрополита, митра древняя». 300-летие со дня кончины Иова отмечалось в 1907 г. в кремлёвском Успенском соборе молитвенным поминовением первого патриарха. В храмах Старицы накануне служили всенощное бдение, а в день памяти святителя в старицком Успенском монастыре «при громадном стечении народа двумя архиереями в сослужении ректора Тверской семинарии и городского духовенства» была совершена поминальная литургия, после которой «была торжественная панихида на месте погребения патриарха и состоялся крестный ход из монастыря в часовню на место бывшего прощания народа с телом патриарха.

 



 
PR-CY.ru