ИСААК АРГИР - Страница 4

9. Географические и математические схолии (вместе со схолиями других авторов). Приписываемые Исааку Аргиру сочинения. 1. «Против Иоанна Кантакузина». Часто встречающуюся датировку 1360 или 1370 г. исследователи считают неверной, сочинение написано между 1381 и 1383 гг. М. Кандаль и Х. Надаль Каньельяс приписывают Исааку Аргирау анонимное сочинение, которое начинается с цитаты из произведения Григория Богослова (отрывки опубликованы). В пользу принадлежности трактата Исааку Аргиру, во-первых, свидетельствует, как замечает М. Кандаль, сходство почерков, хотя Дж. Меркати высказывался о возможном авторстве сочинения не столь категорично. Во-вторых, сохранился неизданный ответ Иоанна Кантакузина «Главы к Исааку Аргиру о семи духах» (инципит и введение опубликованы). Считается самой ранней рукописью сочинения Иоанна Кантакузина, однако текстологическая связь этого ответа нуждается в дальнейших исследованиях (исследователи не исключают вероятности того, что Иоанн Кантакузин опровергает несохранившееся сочинение Исаака Аргира). Против принадлежности Исааку Аргиру трактата говорит то обстоятельство, что о «паламитской ереси» в сочинении упоминается как о существующей уже 50 лет, и что Кантакузин начал утверждать о нетварности Фаворского света сорок лет назад; следовательно, анонимное сочинение было написано после 1381 г. и до смерти Иоанна Кантакузина в 1383 г., что плохо соответствует предполагаемому году смерти Исаака Аргира около 1375 (однако датировка дополнительных анафем к Синодику 1388 г. даёт terminus ante quem для кончины Аргира). Полемис считает возможным приписать авторство анонимного трактата Иоанну Кипариссиоту. Тот факт, что в рукопись включено «Исповедание» Исаака Аргира, ещё не говорит в пользу авторства Исаака Аргира, поскольку то же самое исповедание имеется в составе неизданного сочинения Иоанна Кантакузина (тем самым включение «Исповедания» Исаака Аргира говорит как раз больше в пользу авторства Иоанна Кипариссиота). Кроме того, по свидетельству автора анонимного трактата, им была написана история паламитских споров, а подобное произведение принадлежит как раз Иоанну Кипариссиоту. Таким образом, до публикации текстов рукописи и сочинения Иоанна Катакузина, а также детального палеографического изучения рукописей (в том числе почерков) делать окончательные выводы об авторе анонимного трактата в исследователи считают преждевременным. 2. Синодальный томос для Антиохийского патриарха (около 1370). 3. М. Кандаль приписывает Исааку Аргиру также анонимное сочинение. 4. Изданный текст не принадлежит Исааку Аргиру, а взят из сочинения Птолемея «Syntaxis mathematica». Этот текст в рукописи вместе с последующей схолией непосредственно предшествует тексту Исаака Аргира «Составление новых таблиц соединений и полнолуний». То же самое относится к фрагменту «Как надлежит исчислять периодические и подлинные (точные) сизигии» (изданный текст несколько отличается от представленного в указанной рукописи). 5. Исаак Аргир не был автором «Инструкций к персидским астрономическим таблицам».

 



 
PR-CY.ru