ИСААК АРГИР - Страница 10

В 1753 г. Синод приказал совершать чин именно по этому исправленному тексту. В 1766 г. в связи с делом Арсения (Мацеевича), который обвинялся во включении в Чин анафем отнимающим у монастырей земли, Синодик был пересмотрен ещё раз по настоянию императрицы Екатерины II, в результате чего был утверждён (с незначительными изменениями) окончательный вариант, который и имел, за исключением двух небольших поправок, хождение в виде отдельной книжки (без включения в Постную Триодь) для использования исключительно архиереями вплоть до 1917 г. Все до одного старые Чины Православия было велено изъять из епархий. Такой status quo сохранялся в РПЦ до 1983 г., когда во второй книге «Чиновника архиерейского священнослужения» был напечатан ещё более сокращённый вариант Чина Православия. Естественнонаучные воззрения Исаака Аргира находились в русле развития византийской науки XIII–XIV вв., характерной чертой которой был переход от углубленного усвоения античного наследия к активному освоению достижений средневековой восточной (арабо-персидской и индийской) математики и астрономии. Многие математические сочинения и комментарии Исаака Аргира остаются неопубликованными, и их исследование – задача будущего. В большей мере изучены труды Исаака Аргира в области астрономии. Особое внимание он уделял классическим астрономическим расчётам Клавдия Птолемея и его продолжателя Теона, поставив задачу по адаптации их к византийской системе хронологических и географических координат. Для этого таблицы средних движений Солнца и Луны были пересчитаны им с египетского подвижного на римский юлианский год и с широты и долготы Александрии на соответствующие параметры Константинополя. Таблицы новолуний и полнолуний построены у Исаака Аргира не по 25-летним периодам, как у Птолемея, а с интервалом в 24 года (для удобства учёта високоса) и указывают даты не по дням египетского месяца Тот, а по дням сентября (первого месяца византийского года); астрономические аргументы (расстояние Солнца от апогея, лунная аномалия от апогея эпицикла и широта Луны от северного предела) пересчитаны для меридиана Константинополя (в издании есть опечатки). Однако Исаак Аргир, подобно своему учителю Никифору Григоре, не довольствовался простым изучением системы Гиппарха-Птолемея, но пытался её корректировать. Прежде всего, это касается принятой в ней средней продолжительности тропического года, точность которой давно была поставлена под сомнение восточными астрономами. Уже Никифор Григора нашёл разницу, на которую тропический год короче юлианского (365 1/4 дня), «чуть большей», чем указываемая Птолемеем доля в 1/300 суток. В этом направлении Исаак Аргир идёт ещё дальше, утверждая, что эта доля, «как считают персидские знатоки астрономии и как вычислили мы, в течение многих дней наблюдая летний солнцеворот восходящего солнца, больше 1/200; скорее же, мы находим частицу, которую нужно вычесть из 365 с четвертью, немногим меньше 1/100». Этот результат вплотную приближается к реальному значению отклонения тропического года от юлианского (1/128). Исследователи считают особенно важным, что Исаак Аргир упоминает о многократных личных опытах астрономических наблюдений, что свидетельствует о возрождении в Византии после многовекового перерыва традиций научного эксперимента.

 



 
PR-CY.ru