ИОАННИТЫ - Страница 8

М.И. Киселёва прославлялась в песнопениях в её честь как «дщерь Царя Небесного», «храм Бога живого», «непоколебимый столп Церкви», «госпожа не от мира сего», изображалась на иконах. В устной проповеди сектанты учили, что она сходит в духе «избранным» (например, в Таврической губернии). «В Православной Церкви есть «богородицы» Скорбящая, Смоленская, Казанская, но Порфирия Ивановна выше их всех», говорили иоанниты. После кончины М.И. Киселёвой в 1905 г., по утверждению миссионеров, место «богородицы» заняла некая Козельцова, третьей же «богородицей» стала Коргачёва; в то же время есть данные, что Коргачёва называла себя «скорбящей богородицей» ещё при жизни М.И. Киселёвой. В отличие от хлыстовской в состав иоаннитской иерархии входили только библейские персонажи, наиболее тесно связанные с описанными в Новом Завете событиями Второго пришествия Христова или с пророческими об этом событии предсказаниями: «архангел Михаил» – крестьянин Петров; «св. Иоанн Богослов» – старец Назарий, а в 1910 гг. некто Голубков; пророки «Илия» (В.Ф. Пустошкин) и «Енох» (Н.И. Большаков). Иоанниты Таврической епархии так учили о Святой Троице: «Св. Троица есть В.Ф. Пустошкин, старец Назарий и о. Иоанн Кронштадтский», «в этой троице – всё спасение». «О. Василий» (В.Ф. Пустошкин), посылая их на проповедь, наставлял: «Идите, ловите канатами ко мне в Петербург, а я и ниткой здесь удержу..., достаточно у меня причаститься, чтобы получить спасение». Все «угодники и святые жёны», окружавшие протоиерея Иоанна Кронштадтского, по учению иоаннитов, неизмеримо превосходили достоинством святых православной церкви. По сообщению миссионеров Таврической епархии, книгоноши-иоанниты утверждали: «Мы святы; за нас в последний раз, служа литургию, помолился батюшка о. Иоанн, и мы теперь – святы». Некоторые руководители общин проповедовали, что они – избранники Божьи, что Сам Бог призвал их быть провозвестниками истинного учения; они считали себя носителями Святого Духа, обладателями всех Его даров, даже чрезвычайных, и назывались апостолами, пророками и пророчицами. Вторым важнейшим положением проповеди иоаннитов являлось скорое наступление конца мира и Страшного Суда. Об этом, по мнению иоаннитов, свидетельствовали многие признаки. Евангелие уже проповедано всем народам (жившим в России). Антихрист уже воцарился на земле – это граф Лев Николаевич Толстой, учение которого ревностно обличал протоиерей Иоанн Кронштадтский. Л.Н. Толстого иоанниты называли сатаной, отцом дьявола, одной из глав антихриста и лжепророком; иногда антихристом иоанниты называли будущего президента, который появится в России и воплотит в себе все ереси антихриста. Явились в мир предтечи Второго пришествия Христа – «Илия» и «Енох» (В.Ф. Пустошкин и Н.И. Большаков). Екатеринославские иоанниты в конце 1900 гг. пророком Илиёй считали Иоанна Кронштадтского, а Енохом – своего наставника В. Горобца. Иоанниты утверждали, что только им за особенно богоугодную жизнь свыше дано разуметь и правильно толковать Слово Божье, а прочим никому не дано, а потому лишь им может быть известно время Второго пришествия. После кончины Иоанна Кронштадтского книгоноши-иоанниты разнесли по России весть, что якобы «батюшка пред смертью открыл своим верным, что кончина мира и Страшный суд будет 20 мая текущего года» (т.е. 1909 г.).

 



 
PR-CY.ru