ИОАННИТЫ - Страница 7

В иоаннитских брошюрах соседствовали вполне православные выражения о святости о. Иоанна как благочестивого пастыря с догматически еретическими утверждениями о его божественном достоинстве. Утверждалось, что о. Иоанн есть «Сам Господь, раскрывший книгу ведения о скорой кончине мира»; «Божественный муж св. ангел совета Отча о. Иоанн Кронштадтский чрез святые таинства принял в единение в одно лицо Господа нашего Иисуса Христа купно со Отцем и Духом Святым, он теперь есть Богочеловек»; «в батюшке Кронштадтском явился во плоти Бог, он оправдал себя в духе. Показал себя ангелам и в народах проповедан»; «теперь вы можете батюшку разуметь, а по божеству Бог выходит Бог и человек… с неверующими слепцами батюшка обходится как человек, по обыкновению, а с верующими слепцами, которые желают от искреннего сердца прозреть, с теми батюшка обходится как Бог и открывает им душевные очи. Если в батюшке Бог живёт, чего же ему невозможно». После кончины св. Иоанна среди иоаннитов получили распространение рассказы о том, как якобы когда митрополит Антоний (Вадковский), совершавший чин отпевания, прочитав разрешительную молитву, хотел вложить её в руку покойного, то батюшка открыл глаза, протянул руку, взял разрешительную молитву у владыки, поблагодарил его и сказал, что теперь уже скоро настанет и Страшный Суд; будто, когда о. Иоанн скончался, его «анатомировали» и внутри было пусто, ничего не нашли, значит, он и был «Сам Бог во плоти»; напрасно православные люди совершают паломничество в Иерусалим ко Гробу Господню, в Санкт-Петербурге гроб «дорогого батюшки о. Иоанна» и есть Гроб Господень. Однако в некоторых общинах проповедь изменилась. Так, в Екатеринославской епархии иоанниты сначала называли о. Иоанна Христом, позднее – святым; к 1911 г. его стали почитать как пророка Илию – предтечу Второго пришествия Христова, «который будто бы и в настоящее время невидимо живёт на земле». Учение о божественном достоинстве протоиерея Иоанна Кронштадтского позволяет исследователям отнести иоаннитство к мистическим сектам, основным признаком которых является человекообожение (верование, что человек может стать Богом вследствие воплотившегося в нём Бога). Ряд миссионеров считали его даже родственным хлыстовству. История домостроительства Божия, по учению хлыстов, совсем не прекращается, а постоянно восстанавливается, когда нужно восставить падшее современное общество и народ на высоту возраста совершённого о Христе Иисусе, а это может сделать только Божество, сошедшее на землю через воплощение в том или другом избраннике «в роде праведных»; причём не одно Божество, а со всей «Церковью торжествующей» – с Пресвятой Богородицей, ангелами и архангелами. Однако если хлысты учили о беспрерывном и постоянном воплощении лжехристов на земле, то, по учению иоаннитов, «Христос воплотился в о. Иоанне Кронштадтском в последний раз, других перевоплощений Его уже не будет, так как скоро настанет кончина мира», Страшный Суд, откроются новое небо и новая земля. Подобно хлыстам, иоанниты создали свою иерархию «Церкви торжествующей». У иоаннитов были свои «богородицы». Первая «богородица» М.И. Киселёва почиталась как великая святая праведница, имеющая дар пророчества и прозорливости, более потрудившаяся для церкви, чем св. равноапостольные жёны Мария Магдалина и Нина, просветительница Грузии;

 



 
PR-CY.ru