ИОАННИТЫ - Страница 2

Главными сподвижниками М.И. Киселёвой были: содержатель кронштадтского странноприимного дома уроженец Ярославской губернии Василий Фёдорович Пустошкин, именовавшийся среди иоаннитов «пророком Илиёй»; новгородский крестьянин Назарий Дмитриевич Дмитриев (старец Назарий), которого признавали за Иоанна Богослова; крестьянин Ростовского уезда Ярославской губернии Михаил Иванович Петров, почитаемый за «архангела Михаила»; крестьянка из Новгородской губернии Екатерина Фёдоровна Коргачёва, которая раньше была зазывалкой в одной из квартир для паломников в Кронштадте, а потом стала у иоаннитов «мироносицей Саломеей». В это же время по югу России странствовал некий Максим, проповедовавший, что Иоанн Кронштадтский есть Иисус Христос, а Лев Толстой – антихрист, и что скоро наступит Страшный Суд. В октябре 1896 г. мещанин И. Смирнов донёс санкт-петербургскому епархиальному начальству, что в Кронштадте образовалась новая секта. В качестве предводителей сектантов были названы М.И. Киселёва, В.Ф. Пустошкин и Н.Д. Дмитриев. В связи с начатым следствием епархиальным начальством было предписано испытать религиозные убеждения названных лиц. В рапорте от 26 октября 1897 г. протоиерей Николай Травинский из санкт-петербургского храма в честь Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади (Спасо-Сенновская церковь) писал: «Пустошкин совершенно отвергает распространение им какой-то новой секты…, он только, по простоте своей, высказывает некоторые заблуждения насчёт о. Иоанна Кронштадтского, но других не учил». Согласно донесению, В.Ф. Пустошкин и несколько связанных с ним торговцев с Мариинского рынка не принадлежали ни к какому сектантскому течению: «Все эти люди, как православные христиане, ходят в храм Господень, исполняют долг исповеди и причастия Святых Христовых Тайн. Все они нередко бывают в Кронштадте, где исповедуются у о. Иоанна, а потом и приобщаются Святых Тайн». 14 декабря 1897 г. священник Михаило-Архангельской церкви Ораниенбаума Димитрий Любимов (впоследствии епископ Гдовский и лидер иосифлян) сообщил в своём рапорте о беседе с М.И. Киселёвой. На вопрос, называла ли она Иоанна Кронштадтского Христом, М.И. Киселёва заявила, что почитает его как выдающегося пастыря, но простые, невежественные люди несправедливо ей приписывают такой отзыв об Иоанне. Она будто бы возмущена тем, что её именуют «богородицей», и потому настояла на выселении из Кронштадта двух женщин, так её называвших. Из посещений М.И. Киселёвой и отзывов о ней священник Д. Любимов вынес убеждение, что «она обманщица, которой выгодно поддерживать заблуждение в известных лицах, и потому было бы желательно выселить её подальше от Ораниенбаума, чтобы она не имела более возможности обманывать легковерных людей и злоупотреблять именем о. протоиерея Иоанна Сергиева». Поскольку в ответах В.Ф. Пустошкина, М.И. Киселёвой и других привлечённых к расследованию лиц сектантства обнаружено не было, духовная консистория постановила дело о них прекратить. Дело о вымогательстве В.Ф. Пустошкиным обманным образом денег (якобы на покупку коляски для Иоанна Кронштадтского) было препровождено прокурору Санкт-Петербургского окружного суда, но осталось без последствий.

 



 
PR-CY.ru