ИОАННИТЫ - Страница 4

В Южной России Прохор Скоробогатченков из слободы Карповки области Войска Донского проповедовал, что один Иоанн Кронштадтский есть истинный пастырь, в котором воплотился Сам Бог, а таинства, совершаемые всеми другими православными священниками, объявлял безблагодатными. В поездках Прохора Скоробогатченкова сопровождали «мироносица» Домна Близгарова, а также Коргачёва. Будучи замешанной в истории с молочницей Сангиной, которую обобрали после иоаннитского «причащения», Коргачёва выехала из Санкт-Петербурга на Дон, где называлась среди иоаннитов «Екатериной Премудрой». После возвращения в Санкт-Петербург она вновь оказалась замешана в истории с хищением крупной суммы у вдовы домовладельца Ивановой. П. Скоробогатченков и его спутницы вербовали молодых девушек для кронштадтской общины, уверяя, что их зовёт к себе св. Иоанн и только в Кронштадте они найдут счастье и спасение. Иоанниты активно действовали и в других регионах страны. В Новгородской губернии в 1902 г. иоаннитские идеи распространял уроженец этой губернии крестьянин Пётр Трофимов. В Ярославской губернии в деревне Кузнецово Романово-Борисоглебского уезда крестьянка Евдокия Оглоблина, приехавшая из Санкт-Петербурга вместе с крестьянином деревни Песчаной Новооскольского уезда Курской губернии Никандром Фирановым, устраивала в своём доме богомолья, объясняла собравшимся, что «на небе Иисуса Христа нет, что Он воскрес и пребывает в о. Иоанне Кронштадтском, а также нет и Божьей Матери..., что пришёл конец миру, и будет судить грешников о. Иоанн Кронштадтский». Они собирали пожертвования (холстами, грибами и проч.) для некой молельни, находившейся в Санкт-Петербурге. В Костромской губернии проповедовал крестьянин деревни Хорошёво Солигаличского уезда Иван Артамонович Пономарёв, который долгое время жил в Кронштадте и затем сохранил постоянную связь с кронштадтскими иоаннитами. И.А. Пономарёв составил «Акафист великочудному сподвижнику Иоанну Ильичу Сергиеву, в Троице славимому», а также написал более 15 рукописных сочинений, в которых учил, что «второе пришествие Сына Божия совершилось ныне в лице Кронштадтского митрофорного протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, который есть и Сын Божий, и Бог Отец, и вместе вся Святая Троица»; «сей Бог и Господь – Троица, приходивший прежде на землю в лице Иисуса Христа в бесславии, теперь в лице о. Иоанна снова пришёл на землю во всей божественной славе, чтобы произвести страшный суд над родом человеческим, и этот суд продолжится не день, не два, а, может быть, не одну сотню лет». И.А. Пономарёв отрицательно относился к православному духовенству, т.к., по его словам, оно «стало понимать о Святом Духе, яко о мастерстве или яко о рукоделии». И.А. Пономарёв устроил в пристройке к своему дому подобие часовни с крестом на крыше, где поместил православные иконы, а также портрет Иоанна Кронштадтского. Здесь происходили молитвенные собрания, на которых глава общины читал Евангелие, Жития святых, акафисты, Следованную псалтирь и другие духовные книги и пояснял трудные места; затем собравшиеся пели церковные песнопения и стихи, посвящённые о. Иоанну. Участники собраний заявляли костромским миссионерам, что не отделяют себя от православной церкви, но «стали понимать поучения и песнопения церковные только с тех пор, как стали слушать объяснения Ивана Артамоныча».

 



 
PR-CY.ru