ИОАННИТЫ - Страница 3

В начале ХХ в. иоаннитское движение принимало всё более широкие масштабы. Странствуя по России, иоанниты вещали о близком конце мира, о приближении Страшного Суда и Втором пришествии Иисуса Христа, призывали ради спасения души больше молиться и ехать в Кронштадт к «дорогому батюшке», чтобы причаститься из его рук, а также занимались сбором пожертвований, продажей портретов Иоанна Кронштадтского, самодельных веночков, рукописных духовных стихов. Само по себе это не указывало на обязательную принадлежность иоаннитов к сектантам. Исследователям известно, например, что Иоанн давал благословение своим почитателям, в основном, женщинам, не имевшим другого дохода, на изготовление веночков на продажу от своего имени. Иоанниты-сектанты выделялись крайностями в поведении и проповеди, призывами немедленно оставлять семьи и отказываться от имущества, а также обожествлением почитаемого ими иерея. В 1900 г. распространялись, в частности, по Самарской епархии, списки рукописи «Благовестие о втором славном пришествии Господа нашего Иисуса Христа в лице отца Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского». Сведения о возникновении особой группы почитателей кронштадтского пастыря и её официальное определение как секты, «последователи которой проповедуют, что протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Ильич Сергиев есть воплощение самого Божества, и что ему нужно воздавать божеское поклонение и почитание», получили отражение во «Всеподданнейшем отчёте обер-прокурора Святейшего Синода Константина Петровича Победоносцева по Ведомству православного исповедания за 1901 год». Характерной чертой иоаннитов-сектантов была и агрессивность их действий, сопровождавшихся многочисленными скандалами, что привлекало внимание полиции и судебных органов. Так, 6 ноября 1901 г. в Москве по обвинению в мошенничестве были задержаны лица, которые назойливо просили у монахинь в Иверской часовне денежное пожертвование, а получив отказ, стали их проклинать, угрожая «геенной огненной». На суде выяснилось, что задержанные принадлежали к секте, возглавляемой М.И. Киселёвой, именующей себя «богородицей». 16 ноября на суде среди публики женщины-иоаннитки устроили беспорядки, потребовавшие вмешательства полиции. Те же женщины несколькими днями раньше были осуждены мировым судом Сретенского участка Москвы по обвинению в мошеннической продаже веночков якобы с благословения протоиерея Иоанна Кронштадтского. С 1902 г. иоанниты начали открытую пропаганду в приходских храмах Санкт-Петербурга и Ораниенбаума, что отмечалось в многочисленных полицейских протоколах. Так, 7 апреля 1903 г. во время литургии, совершаемой Санкт-Петербургским и Ладожским митрополитом Антонием (Вадковским) в сослужении Иоанна Кронштадтского, в толпе раздавались крики: «Иисус Христос пришёл в образе о. Иоанна Сергиева, а антихрист – в образе Льва Толстого». Задержанные проповедовали ранее в Санкт-Петербурге, что «пришёл Иисус Христос в образе Иоанна Кронштадтского, а Сын – в образе странника Назария, мать Иисуса Христа носит имя Порфирии Киселевой», в настоящее время, они считали, ничего на небе, «кроме Креста, не осталось, все ангелы и святые сошли вместе с Иисусом Христом на землю», «...приходит конец мира и все должны покаяться».

 



 
PR-CY.ru