ИЕРОФЕЙ, Афонин - Страница 2

Официальное вступление в должность викарного епископа состоялось 25 апреля 1924 г. Иерофей поселился в сторожке при Сретенском соборе Никольска. Любил продолжительные уставные богослужения: служил неспешно, торжественно; часто пел на клиросе, за каждой службой говорил долгие проповеди, проникнутые горячим религиозным чувством, сумел привлечь в храм множество людей. На архиерейские службы в Никольск съезжалось много верующих, которым разрешалось ночевать в храме. После службы Иерофей с каждым, кто к нему приходил, разговаривал отдельно, не считаясь со временем, отчего иногда беседы заканчивались далеко за полночь. В Никольске Иерофей служил только на праздники, в остальное время объезжал приходы в сопровождении созданного им хора певчих и совершал богослужения в сельских и городских церквах. Он проводил в сельских церквах и деревенских избах доверительные групповые беседы с крестьянами, иногда в течение всей ночи. Результатом этой подвижнической деятельности стали глубокое почитание и огромная популярность епископа, по праву называвшегося «народным архиереем». Основным принципом архипастырского служения Иерофея была опора на народ, и он сумел сплотить его вокруг церкви. Иерофею постепенно удалось сформировать актив из наиболее преданных вере и церкви крестьян, проживавших в разных селениях Никольского района. Они помогали ему собирать помощь в случае денежной нужды, оповещали население, когда и где он будет служить, распространяли его послания к прихожанам и проч. Важнейшей формой церковно-организационной деятельности Иерофея стало создание православного сестричества. Девушкам, которых он посвящал в так называемых апостолиц (или апостольниц), разрешалось на богослужении носить особые косынки белого цвета (апостольники). При посвящении в апостолицы девушки давали обещание вести благочестивую жизнь: часто посещать богослужения, больше времени посвящать молитве, не ходить на деревенские беседы, собрания, не слушать агитаторов, не участвовать в спектаклях и других мероприятиях, организуемых комсомольцами, безбожниками и проч.; при этом они могли выходить замуж с благословения архиерея. Иерофей называл апостолиц своей «армией спасения», «белым комсомолом», поскольку сёстры (к 1926 г. в Великоустюжской епархии их было около 500 человек) оказывали серьёзное духовное влияние на молодёжь в деле охранения веры и православных традиций. В проповедях и духовных беседах с крестьянами Иерофей обращал особое внимание на необходимость нравственного совершенствования и жизни в соответствии с заповедями Божьими, на религиозное воспитание детей. Он часто говорил о взаимоотношениях церкви и советской власти, открыто оценивая последнюю как власть антихриста, которая подвергла церковь невиданным гонениям и притеснениям. При этом считал, что надо руководствоваться декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», т.е. не вмешиваться в дела власти и не допускать вмешательства власти в церковные дела; поскольку эта власть сильна, верующим нужно выполнять её требования в отношении уплаты налогов, службы в армии и проч., не уступая лишь в главном – в защите церкви, а в остальном следует положиться на волю Божью.

 



 
PR-CY.ru