ИГУМЕН - Страница 5

Среди помогавших игумену в управлении монастырским имуществом и заведовании монастырским хозяйством первое место принадлежало эконому. По правилу 11 седьмого Вселенского собора, «будучи обязаны хранити все божественные правила, мы должны такожде охраняти всеконечно неизменным и то, которое повелевает быти иконому в каждой церкви... То же самое наблюдати и по монастырям». Это правило подтверждает правило 26 Халкидонского собора, в котором говорится, что эконом избирается из собственного клира церкви, следовательно, разъясняет Феодор Вальсамон, «даже и нездравомыслящий не скажет, чтобы миряне могли управлять имуществом монастырей». Возведение в сан игумена совершается архиереем на литургии во время входа с Евангелием. Производимый в игумены приводится протодиаконом или двумя дьяконами к архиерею, если сам архиерей литургисает, если же нет, то приносят архиерею епитрахиль, нарукавники и омофор. После облачения архиерея к нему подводится производимый в игумены, который трижды поклоняется архиерею до пояса и приклоняет главу. Архиерей трижды осеняет его главу крестным знамением и, встав, возлагает на его главу руку, затем читает молитву, которая свидетельствует, что игумен поставляется к определённому месту служения. На Руси первые игумены были создателями монастырей или устроителями их общежительного бытия, они олицетворяли собой монастырь, являясь светильниками благочестия, дали монашеству образец игуменства – преподобные Феодосий Печерский (ум. в 1074 г.), Сергий Радонежский (ум. в 1392 г.), Кирилл Белозерский (ум. в 1427 г.), Корнилий Комельский (ум. в 1537 г.) и др. Киевский Печерский монастырь (XI в.), основанный Антонием Печерским, который перенёс в него традицию Афона, был первым монастырём, явившим пример для развития монашества, этому примеру следовали русские монастыри последующего времени. Преподобный Антоний поставил игуменом Варлаама, а после перевода Варлаама в другой монастырь – избранного братией Феодосия, причём тот, приняв священство, стал иеромонахом и игуменом. Феодосий ввёл в Печерском монастыре устав Студийского монастыря, требовал строгой монашеской дисциплины, неоспоримости запретов, вынесенных игуменом, поддерживал «истинное общежитие», имущественное равенство братии. После смерти преподобного Антония преподобный Феодосий установил в монастыре порядок избрания игумена всей братией монастыря; перед своей кончиной он благословил на игуменство избранного братией Стефана. Впоследствии порядок избрания игумена утвердился. Имя избранного сообщалось князю, затем по повелению князя митрополит поставлял новоизбранного игумена главой монастыря. Этот порядок был принят и в других монастырях.

 



 
PR-CY.ru