ИГУМЕН - Страница 2

О подобных случаях в последующее время говорит факт издания Константинопольским патриархом Николаем III Грамматиком (1084–1111 гг.) правила, запрещающего избирать игуменом неграмотного, который, не зная точно канонов, будет неспособен управлять монахами своего монастыря. Игумен как настоятель монастыря избирался братией, 123-я новелла императора Юстиниана I предписывала избирать его не по его прежней должности, а по делам его жизни. Избранный большинством игумен должен был получить одобрение патриарха и быть представлен императору, патриарх вручал ему пастырский посох – знак церковной власти. В отличие от общежительных монастырей в византийских особножительных монастырях (идиоритмах, от – свой, частный и – образ, способ), сохранявших в монастырской жизни начала келлиотства, свободы «своего жития», игумен избирался на один год большинством голосов, его деятельность проверяли почётные старцы – власть его была ограниченной и непрочной; в конце XIX в. на Афоне было 11 идиоритмов: Великая Лавра, Ватопед, Иверский, Хиландар, Кутлумуш, Пантократор, Ксиропотам, Дохиар, Ставроникита, Эсфигмен, Кастамонит (Констамонит); во второй половине XX в. их было девять, с 1992 г. все афонские монастыри являются общежительными. Общежительный монастырь подчинялся игумен, он был его ближайшим начальником и администратором. Игумен управлял монастырём, руководствуясь уставом, т.е. сводом правил, по которым должна жить монашеская община. Первые уставы были составлены Пахомием Великим (ум. в 348 г.), затем Василием Великим (ум. в 379 г.). Впоследствии появились уставы Иерусалимский Саввы Освященного (ум. в 532 г.), игумена Муталаскского монастыря, Студийский, составленный игуменом Феодором Студитом (ум. в 826 г.), устав игумена Афанасия Афонского (ум. около 1000 г.), созданный для афонского иночества, и многие другие. Кроме того, основателям и покровителям монастырей в Византии было дано право создавать уставы, которые в отличие от общецерковных назывались ктиторскими (в толковании на Двукр. 1 патриарх Феодор IV Вальсамон приводит различные точки зрения на ктиторские уставы: одни считали, что эти уставы недействительны, другие – что «они должны иметь силу, если написаны согласно с законами и правилами», третьи полагали необходимым для последних царское утверждение). Как ни много было в практике византийских монастырей уставов, но в их основе лежали три: Иерусалимский, Студийский и афонский преподобного Афанасия. Устав нормировал жизнь монастыря до мельчайших подробностей, в том числе и административную власть игумена. Игумен осуществлял нравственно-дисциплинарный надзор над монахами, был пастырем и учителем, как отец должен был заботиться о каждом монахе (в антиохийских монастырях будил монахов на молитву, которую сам же начинал), и прежде всего, о его нравственном совершенстве по пути достижения цели – вечного спасения. Игумен должен был увещевать монахов, слабых поддерживать, малодушных укреплять, согрешивших возвращать на путь истины. Он, по Уставу Василия Великого, «должен дать отчёт за каждого», и если впадает кто-либо из братий в грех, то игумен ответствен за то, что «не сказал ему предварительно оправданий Божиих», не научил, как исправиться, и особенно если, потворствуя, «ослабил строгие правила жизни».

 



 
PR-CY.ru