ИГУМЕН - Страница 4

Устав Василия Великого предписывает настоятелю монастыря «не надмевать сан, чтобы самому ему не лишиться блаженства, обещанного смиренномудрию (Мф. 5:3)», он должен убедиться в том, что «попечение о многих есть служение многим». Власть игумена не была произвольной и бесконтрольной, поскольку он руководствовался уставом. В случае каких-либо нарушений устава братия через своих старейшин могла сказать игумену о заблуждении и сделать увещание исправиться. Если игумен отказывался исправиться, он мог быть смещён. Лишённый власти игумен мог оставаться в монастыре, но уже как простой монах. Игумен, нарушающий порядок монастыря, поведение которого сеяло соблазн, наносило вред благочестию, совершенно изгонялся из монастыря. Однако игумен не мог быть смещён и заменён другим по воле, например, пожертвователя, ктитора, без воли подлежащего епископа, которому подчинён монастырь. В толковании на это правило Иоанна Зонара говорит, что правило настолько устраняет жертвователя от обители, «что не позволяет ни ему самому быть игуменом монастыря, без воли епископа, ни производить другого вместо себя во игумена». Если игумен впадал в сребролюбие, если «за злато» принимал в монашеское житие, то извергался из священнического чина, а не имевший пресвитерского рукоположения изгонялся из монастыря и помещался в другой на послушание (это правило допускает предварительное увещевание и лишь затем предписывает изгнание из монастыря). У игумена были помощники (штат которых в византийских монастырях в IX–XII вв. достиг почти полного развития: эконом, казначей, келарь, трапезничий и др.), которые заведовали различными областями монастырской жизни (их поставлял в должность игумен). Правило 14 седьмого Вселенского собора признаёт за игуменом право производить в чтеца, но только в своём монастыре и только если он «получил рукоположение от епископа в начальство игуменское, без сомнения уже будучи пресвитером». Согласно правилу 6 Никифора I Константинопольского, игумен может поставлять в своём монастыре в иподиакона, хотя, как отмечает епископ Никодим (Милаш), правило, по сути, противоречит 14 седьмому Вселенскому собору, вместе с тем эту привилегию, предоставленную игумену, нельзя назвать и неканонической, если вспомнить о различии между степенями высшей и низшей иерархии: члены низшей иерархии – от иподиакона и ниже – поставляются не через рукоположение (хиротонию), а через руковозложение (хиротесию), причём вне алтаря и до начала литургии. Игумен, согласно правилу 21 седьмого Вселенского собора, может отпустить монаха из монастыря или принять монаха из другого монастыря. Однако, как замечает епископ Никодим, «это правило должно быть поставлено в связь с другими имеющимися правилами, которые определяют, что всякий монах, начиная с игумена до самого младшего брата, находится в безусловной зависимости от подлежащего епископа, и потому разрешение игумена отпустить одного брата из монастыря или принять в число братства монахов из другого монастыря имеет юридическое значение только тогда, когда этот игумен поступает с ведома и дозволения подлежащего епископа...». Игумену было вверено под надзор имущество монастыря, в том числе монастырские здания, он управлял им и был ответствен за его сохранность, расточающий же монастырское имущество должен был быть изгнан из монастыря.

 



 
PR-CY.ru