ИГУМЕН - Страница 3

Пострижение в монашество совершалось после испытания вновь поступающего с согласия и в присутствии игумена. С момента поступления в монастырь монах находился под надзором и властью игумена. По выражению аввы Орсисия, братия состоит в подчинении «по чину свободного порабощения». Послушник должен жить по заповедям и ничего не делать по своей воле – в этом и заключается истинное послушание, говорит Феодор Студит: «Ибо, не живя по своей воле, он, через посредство игумена, живёт для Бога, и «открытым лицом... взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа», – как написано (2 Кор. 3:18)». А кто потворствует лишь собственным желаниям и пренебрегает законами послушания, тот уловляется дьяволом и влачит жизнь мучительную, хотя и кажется, что он постится и бодрствует, – «всё, что не по вере, – грех» (Рим. 14:23). О сильной власти начальствующих над киновиями и необходимости послушания старшим сообщается в «Беседах к египетским монахам», приписываемых Ефрему Сирину; в то же время, обращаясь к настоятелю, автор говорит: «...Ты принял на себя дело душ совершенных. Потому весьма трезвись; великого внимания требует дело». Делом исповеди в монастыре заведовал игумен или старец, уполномоченный на то игуменом. Настоятель монастыря (игумен) обладал в своей обители правами старца – правами частного, индивидуального руководительства. Согласно правилам Василия Великого, игумены являлись, прежде всего, совершителями монашеской исповеди. Это была одна из тяжёлых обязанностей игумена. В Студийском монастыре, например, ежедневно в конце утрени игумен принимал исповедь монахов; исповедовались обычно раз в неделю, во всяком случае, промежуток между исповедями не мог быть больше 15 дней. Здесь исповедь была частью таинства покаяния. В то же время были игумены, не имевшие пресвитерского сана, и если они принимали исповедь, то таковая не носила сакраментального характера. В Константинополе игумены, в основном, были пресвитерами, но игумен саккудийский Платон, например, оставался дьяконом всю жизнь. Однако правила Соборов предписывают, чтобы игумен монастыря обязательно был иеромонахом, т.е. священником и монахом. Игумен должен быть образцом строгости, справедливости, воздержания, примером в исполнении обетов иночества. «...Вы, подвижники – настоятели братства, – обращается к начальникам монастырей Макарий Египетский, – как приявшие на себя великое дело, так поборайте смиренномудрием хитрые козни злобы, чтобы вам, ввергнувшись в страсть гордыни, как властвующим над братиями, и превозносясь пред ними, вместо величайшей пользы не причинить ущерба и великого вреда душе; напротив того, как сердобольные отцы, ради Бога предав себя на служение братству, а не на господствование, во всем заботясь о братиях телесно и духовно и стараясь о пользе души каждого, прилагайте о них попечение как о чадах Божиих». Поэтому, продолжает преподобный, «соблюдайте сан настоятеля, как то: распоряжайтесь, или приказывайте, или подавайте советы искуснейшим из братий, или иному запрещайте, или обличайте, где нужно, или увещевайте, где должно, по заповеди апостольской (2 Тим. 4:2), чтобы, по неведению, под предлогом смирения и кротости не пришли в замешательство дела монастырские, когда настоятели и братия не сохранят чина последовательности».

 



 
PR-CY.ru