ИГУМЕН - Страница 7

Келарь в русских монастырях с конца XV в. был вторым лицом после игумена: в митрополичьей уставной грамоте (около 1500 г.) он упоминается сразу после игумена. На документах Троице-Сергиева монастыря, например, касающихся управления и хозяйственных дел, ставилась особая келарская печать. В больших монастырях эта должность была обязательной. Келарю главного монастыря принадлежала административная и судебная власть в приписных монастырях, в таком случае эконом становился его помощником, ведавшим собственно монастырским хозяйством. В XVI в. во главе монастыря стояли игумен (архимандрит) и соборные старцы, обычно около десяти, в их число входили келарь, казначей и др. Старцы управляли духовной и хозяйственной жизнью монастыря, выдвигали строителя, игумена, приказчиков, хлебников и др. В документах этого периода часто встречаются выражения «игумен да соборные старцы приказали», «приговорил игумен и соборные старцы» и т.п. В XVII в. игумены (архимандриты) больших монастырей вместе с соборными старцами были перечислены (по масштабам и значимости монастырей) в так называемой Лествице властей, представлявшей систему высшей церковной власти на церковных Соборах. В Прибавлении (1722 г.) к «Духовному регламенту», содержащем в том числе в разделе «О настоятелях монастырских» строгую регламентацию монастырской жизни, настоятелю игумену или архимандриту) предписывалось бежавшего монаха до смерти его держать в оковах и в трудах; настоятель, принявший беглого монаха «самовольно, без указу», сам низводится «в монастырскую работу», никогда уже не имея возможности стать начальствующим; настоятель не должен принуждать братию приходить к себе на исповедь, ибо таковая будет притворной; общий духовник – иеромонах должен докладывать настоятелю, «аще какое злое в братии вкоренилося обыкновение», чтобы настоятель мог решать, как его искоренить в монастыре. Определялось, что настоятель «по званию своему правительствует», если же «духовный начальник» не будет «противу своего звания» заботиться о спасении душ, «такового ничтоже медля сводити в степень последнего братства, а в его место советом братии избирати иного». Вопрос об избрании игумена в своём монастыре время от времени становился предметом рассмотрения официальных документов, касающихся устройства монашеского жития. Согласно указу Святейшего Синода от 20 марта 1862 г., игумены общежительных монастырей должны были избираться братией и только утверждаться Синодом по представлению епархиального архиерея. В необщежительный монастырь игумен назначался архиереем, если монастырь был епархиальным, и Синодом, если монастырь был ставропигиальным.

 



 
PR-CY.ru