ИГУМЕН - Страница 8

Определением Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. «О монастырях и монашествующих» устанавливается, что избрание настоятеля (в документе не употребляются другие наименования начальника монастыря) происходит в присутствии благочинного монастырей или монашествующего лица, назначенного епархиальным архиереем, тайным голосованием записками при участии всех мантийных братьев; каждый участвующий в выборах пишет в своей записке одного кандидата; двое получивших наибольшее число голосов отмечаются в акте избрания, который предоставляется епархиальному архиерею «на его усмотрение». Епархиальный архиерей после одобрения избранного представляет его Священному Синоду для назначения; при неодобрении он представляет своего кандидата. В управлении хозяйством настоятелю помогает Монастырский совет, в который входят казначей, ризничий, благочинный, эконом (они назначаются и увольняются архиереем по представлению настоятеля). В Определении указывается, что в каждой обители для духовного окормления насельников желательно иметь старца, преуспевшего в духовной жизни, знакомого со Словом Божьим, с творениями и правилами св. отцов, способного к руководству в духовной жизни; в каждой обители должен быть духовник для братии, который избирается настоятелем с участием всей братии. В настоящее время сан игумена даётся в РПЦ как награда иеромонахам, этот почётный титул присваивается в качестве поощрения за достойное церковное служение и не влечёт за собой каких-либо новых полномочий. Согласно Положению, награждение совершается по указу Патриарха Московского и всея Руси не раньше чем через десять лет служения в священном сане. Настоятели (наместники) лавр и монастырей в сане игумена могут быть награждены указом патриарха за церковные заслуги и во внимание к монастырям, ими управляемым, правом употребления игуменского посоха за богослужением. Награждённый имеет право употреблять посох и вне богослужения в пределах своей обители; не имеет права употреблять его во время архиерейского богослужения, но может употреблять его при совершении богослужения в присутствии не совершающего богослужения архиерея; в присутствии архиерея игумен не употребляет посох вне богослужения. В случае оставления должности настоятеля (наместника) игумен не имеет права употреблять за богослужением игуменский посох. В РПЦ начальником монастыря нередко назначается иеромонах, который по прошествии времени поставляется в игумены. Крупные монастыри могут возглавляться архимандритами, менее крупные монастыри возглавляются игуменами. Подобным образом и в РПЦЗ по «Положению о монастырях» (1959 г.) «во главе каждой иноческой обители должен быть настоятель или настоятельница, которые, по усмотрению правящего архиерея, могут быть возводимы в сан игумена..., а настоятели более важных по своему значению или многолюдных монастырей – в сан архимандрита».



 
PR-CY.ru